На НТВ показали фильм о Федоре Черенкове, замечательном русском футболисте

Общество

48 Просмотры 0

Федя. Великий футболист

На НТВ показали фильм «Федя. Народный футболист». Это о Федоре Черенкове, замечательном русском футболисте, игравшем всю жизнь за «Спартак» и за сборную Советского Союза. Он умер в 55 лет, и хоронила его вся страна. Потому что он действительно был народным.

Федя. Великий футболист
Федор Черенков.

тестовый баннер под заглавное изображение

Он заслужил этот фильм, конечно

Впрочем, что значит заслужил? Это вообще был скромнейший человек, простой. Но гений футбола, да.

А наши спортивные фильмы — отдельная песня. Можно даже сказать, что делаются они по определенному лекалу, кальке, однажды найденной и довольно успешной. Детство, откуда все начиналось. Первый тренер, который поставил на ноги, дал определенные ориентиры по жизни. Потом человека заметили, вот он уже в основном составе великой команды, но совсем еще юнец. В связи с этим проблемы, само собой, ведь надо утверждаться. Взаимоотношения с новым коучем, уже очень знаменитым; здесь целая психология. Любовь, понятно, тоже начало, потом как это все развивалось. Свадьба, друзья по команде уже как свидетели. Ну а в конце финал-апофеоз: матч века, самая главная игра, в которой и блистает наш герой. И вот эти поединки у нас научились показывать великолепно, просто блестяще. Можно сказать, что они и вытягивают подобные фильмы.

Мы помним «Легенду №17» и ту самую знаменитую победу над канадцами в Монреале 7:3, которую в кино показали в режиме реального времени. И «Движение вверх», финал мюнхенской Олимпиады-72 с Америкой, те самые три секунды. Были еще фильмы, посвященные Эдуарду Стрельцову, Льву Яшину, лучшим из лучших. И вот Федор Черенков.

Сначала о минусах. Они в такой ситуации всегда есть и будут, ничего нового. Причем нестыковки эти совершенно незначительные, тем более тебе скажут: а мы снимаем художественное кино, творим, понимаешь, это совсем не документалка. Имеем право. Но я все-таки как болельщик с 50-летним стажем скажу. Когда «Спартак» в 1976 году вылетел в первую лигу, его возглавил Константин Бесков (о его роли в фильме чуть позже). И вот там показано, как команда едет на электричке в Тарасовку, на свою базу, футболисты смачно играют в карты, не просто так, а на интерес. После построение на базе, и Бесков так внушительно: «Черенков, Бубнов, Дасаев, Гаврилов, Зелепукин, что вы себе там позволяете?» Нет, конечно, Бесков был крут, но вот неточности: Бубнов пришел в «Спартак» только в 1983 году, в первой лиге он не играл никогда. А Зелепукин — это, наверное, шутка такая. У красно-белых никогда не было такого игрока, Валерий Зелепукин — хоккеист «Химика», потом ЦСКА и сборной, играл в НХЛ. Наверное, фамилия такая авторам фильма понравилась, и все тут. Еще там в конце, когда идет главный матч сезона-87 «Динамо» (Киев) — «Спартак», объявляют: «Юрий Гаврилов, №7». Справка: Гаврилов всю жизнь играл под девятым номером. Там же, в этой игре, Черенкова опекает киевлянин Михайличенко. И вот этот Леша Михайличенко, по жизни здоровенный лось, там, в фильме, с Федей одного субтильного роста.

И еще, более значительное: решающая игра в Киеве показана местами довольно смачно, реалистично, но почему-то без должной динамики, которая была присуща и этой игре, и вообще лучшим образцам в футболе. Как-то вяло футболисты перекатывают мяч, играют в атаку, защищаются. Ну, поучились бы тогда хотя бы у авторов фильма «Вратарь» от 1936 года или даже «Старик Хоттабыч» от 1956 года, где «Шайба» и «Зубило», помните? Ох, как там нам подали футбол, просто чудо какое-то!

Но это все неважно, то есть абсолютно. Детали, мелкие неточности здесь не играют вообще ничего. Потому что есть Федя, его жизнь в футболе, и вот это смотрится на одном дыхании. Можно еще сказать так: да, фильм не великий, стандартный даже, но великий и нестандартный Федор Черенков, а все, что с ним связано, по-моему, необыкновенно важно. И еще: это кино сделано с любовью к Феде, и никак иначе. Есть еще много совершенно реального. Связанное с детством, вот этот страх в трансформаторной будке, куда мальчик Федя пошел за мячом, брошенным туда специально старшими ребятами, хулиганами. И Николай Петрович Старостин, душа «Спартака», который приметил Федора в юношеском еще «Спартаке» и указал на него Бескову. Старостина играет Борис Щербаков. Вот тут как раз похожесть не обязательна, есть просто жизнь Старостина в футболе, та самая душевность, мудрость его, отчего и не терялся дух в народной команде.

Зато Бесков — особая статья. Его сыграл Николай Фоменко. Казалось бы, вообще ничего общего, ни внешне, ни внутренне. Где Фоменко, а где Бесков? Но тут произошло чудо, не меньше. Да, грим хороший, отчего Бесков в исполнении Фоменко узнаваем. Но главное — внутреннее перерождение артиста. Вот он показал Константина Ивановича абсолютно точно, именно такого, каким он был. Да, жесткого (Старостин называл его «бархатный диктатор»), держащего игроков на дистанции, без особых сантиментов, называвшего их чаще всего по фамилии, за малым исключением. Исключением как раз был Федя и еще Саша Мостовой, тогда, в 87-м, совсем еще юный пацан, но такой талантливый. Откуда я это знаю? Есть прекрасный документальный фильм «Невозможный Бесков», который снял Алексей Габрилович, сын того знаменитого, возможно, лучшего сценариста нашего кино Евгения Габриловича. Невозможный, потому что очень тяжелый, совсем непростой по характеру. В том документальном фильме сначала Бесков вроде бы отторгает режиссера, никак не идет с ним на контакт, но потом постепенно как-то теплеет душевно и вот уже впускает Габриловича в святая святых — в раздевалку перед матчем. Очевидно, съемочная группа и сам Николай Фоменко внимательно посмотрели эти кадры, потому что в художественном кино, где Бесков дает установку на игру, ну просто один в один. В общем, Фоменко — это победа. И Бесков — победа. Сейчас же говорят: команда в межсезонье никого не купила, не приобрела, ну и какие шансы? То есть для усиления надо прикупить каких-то иностранцев, лучше всего бразильцев, конечно. А вот Бесков брал игроков из второй лиги, из первой, из дубля других команд и ставил им игру. Ту самую, в стеночку, на третьего, да так, что было любо-дорого смотреть. Именно поэтому Бесков и «Спартак» для меня, болельщика ЦСКА, — лучшие из лучших, важнейшее воспоминание в жизни. А Федя Черенков — любимый игрок.

Про артиста, сыгравшего Черенкова, Стаса Румянцева, пока не будем. Надеюсь, у него еще все впереди. Просто он благодаря режиссеру Николаю Акелькину вложил душу в этот бессмертный образ (именно бессмертный, потому что Федю будут помнить очень долго, надеюсь, всегда). Вот за это все мы, болельщики, те, кто помнит, скажем съемочной группе большущее спасибо. А молодым, которые и не видели Федю в игре… ну, пусть посмотрят, может, что-то поймут и сердечко екнет. Ведь Федя — любовь навсегда, часть моей души, моей жизни. И очень многих людей в России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29517 от 7 мая 2025

Заголовок в газете: Федя. Великий футболист

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии