На дне воздушного океана: как атмосферное давление влияет на людей и механизмы

Общество

46 Просмотры 0

Самолеты: созданы для перепадов давления

В начале февраля 2025 года в ряде российских регионов было зафиксировано аномально высокое атмосферное давление. 7 февраля обновился суточный рекорд давления в Москве: 774,3 мм рт. ст. при столичной норме в 748 мм рт. ст. В Санкт-Петербурге давление поднималось еще выше — в городе оно достигало 791,5 мм рт. ст., а в Ленинградской области в центре мощного антициклона — 792,8 мм рт. ст. В петербургском аэропорту Пулково в связи с аномально высоким атмосферным давлением в условиях антициклона был отменен ряд рейсов.

"В целом специфика воздушных судов заключается в том, что они создаются с учетом способности противостоять очень большому перепаду давлений между салоном и закабинным пространством с учетом полетов на высоте более 10 км, — рассказал в беседе с ТАСС исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Разница давлений внутри и снаружи радикальная. И поэтому в большинстве случаев, конечно же, перепад давления в тех пределах, которые встречаются на земле, не оказывает серьезного влияния на авиатехнику".

Эксперт обратил внимание на то, что на летательные аппараты оказывает влияние пониженное атмосферное давление, свойственное высокогорным взлетным площадкам

"В разреженном воздухе — а это бывает, например, при полетах с высокогорных аэродромов, расположенных на высотах до 3,5 тыс. м, — это актуально для вертолетов; для самолетов, наверное, на высотах километр-полтора, — воздух более разреженный", — рассказал Пантелеев. Исполнительный директор агентства "Авиапорт" пояснил, что при этом уменьшается тяга авиационных двигателей и производителям авиатехники необходимо провести дополнительные испытания, подтверждающие возможность выполнения полетов с таких аэродромов. Он напомнил, что самолеты и вертолеты способны подниматься на значительные высоты, поэтому для их систем условия низкого давления — естественная среда.

Некоторые специалисты предположили, что одной из причин отмены полетов в Пулково в феврале текущего года стала невозможность ввода в бортовые системы самолетов необычно высоких значений атмосферного давления. Процедура необходима для корректной работы барометрических высотомеров. Пантелеев выразил мнение, что такая проблема действительно могла возникнуть. "На самолетах отечественной разработки, а также версии бортового радиоэлектронного оборудования, которое создается для импортозамещенного "Суперджета", будет возможность вводить давление в более широком диапазоне, — заметил он. — Поэтому подобный фактор, а именно аномально высокое атмосферное давление, не будет препятствовать выполнению полетов по расписанию".

Автомобили: все учтено

Во время февральского аномально высокого атмосферного давления в России ряд средств массовой информации сообщали о случаях сбоев в работе двигателей современных высокотехнологичных автомобилей. Автомобильный журналист Петр Баканов в беседе с ТАСС выразил мнение, что колебания атмосферного давления в средней полосе могут лишь незначительно влиять на характеристики автомобиля. По мнению автоэксперта, указанные нарушения в работе не были связаны с поломками и неисправностями, а были вызваны легко устраняемыми недоработками — к примеру, в управляющих программах не были корректно прописаны лимиты по атмосферному давлению.

"Разница в атмосферном давлении была очень критична для карбюраторных атмосферных моторов и для инжекторных, у которых не было турбонаддува, — рассказал Баканов. — Дело в том, что плотность воздуха с высотой меняется, на высоте воздух разрежен и наступает своего рода кислородное голодание".

Эксперт объяснил, что в высокогорных районах мотор получает меньше воздуха и теряет в мощности. "Но это было характерно для атмосферных моторов и для очень больших высот. Если взять общую практику, то современный турбированный двигатель имеет в этом плане коррекцию до достаточно большой высоты — где-то 4,8–5,2 км над уровнем моря. То есть современные моторы должны быть адаптированы для высокогорных условий эксплуатации. Например, у Volkswagen такой стандарт, что четырехтысячники машина должна спокойно брать и [на такой высоте] эксплуатироваться. Возможно, будет повышение расхода топлива, какое-то падение мощности, но не критичное".

По словам Баканова, каких-либо рекомендаций автомобилистам в случае значительных колебаний атмосферного давления не существует. "Для умеренного климата, равнинных местностей это редкость, исключение из правил, — сказал он. — Те, кто эксплуатирует машину в высокогорье, просто знают эти особенности: машина начинает как не в себя потреблять топливо, падает мощность, выхлоп становится черным, потому что сжигается больше солярки, а эффект от этого меньше". Отправляющимся в путешествие по горным дорогам автоэксперт посоветовал быть готовым к повышенному расходу топлива, стараться не нагружать машину вещами, на затяжном подъеме на внедорожнике заранее перейти на понижающую передачу и преодолеть его с меньшей скоростью, но не перегружая двигатель.

"Есть другие системы, которые могут реагировать, например, на холод, — отметил автоэксперт. — Допустим, в Магаданской области температура зимой может падать даже до минус 60 градусов. Большинство климатических установок автомобилей попросту не знает, что такое температура где-то ниже минус 40 градусов. Они просто не понимают ее, поэтому в этом случае могут работать неправильно. Выход только один: переводить в ручной режим и настраивать".

Метеозависимость у человека: группы риска

Погодные аномалии могут влиять и на самочувствие человека, хотя официального диагноза "метеозависимость" или "метеопатия" не существует. Необычно высокая или низкая температура воздуха, очевидно, влияет на здоровье. К примеру, согласно исследованиям, аномальная жара в Европе в 2023 году унесла жизни десятков тысяч человек (по некоторым оценкам — свыше 66 тыс.). Длительное воздействие пониженной температуры ведет к простудным заболеваниям, снижает сопротивляемость организма респираторным инфекциям.

Давление, влажность воздуха оказывают меньшее воздействие, однако и эти проявления капризов природы могут влиять на некоторые группы людей. К примеру, к колебаниям давления и температуры чувствительны пациенты с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы. Как говорит исследование Европейского проекта по изучению остеоартроза (EPOSA), пожилые люди, страдающие этим заболеванием опорно-двигательного аппарата, восприимчивы к изменениям погоды. Другие группы ученых из различных стран также делали выводы о влиянии погодных изменений на самочувствие людей с хроническим болевым синдромом, фибромиалгией (хронической мышечно-скелетной болью).

Сайт Департамента здравоохранения города Москвы отмечает, что метеолабильность (повышенная чувствительность к изменению погоды) развивается у людей пожилого и старческого возраста. Реакция организма может быть различной: на фоне общего ухудшения состояния появляются жалобы на боли в суставах, мышцах, в области сердца, головную боль, возникает подавленность, раздражительность, беспричинный страх, бессонница. Мерами профилактики столичные медики называют устранение факторов риска преждевременного старения — поддержание нормальной двигательной активности, рациональное питание, избавление от вредных привычек. В случае серьезных нарушений доктора советуют обратиться за медицинской помощью.

Физиология или самовнушение?

Ряд специалистов считают, что значительным фактором, вызывающим метеозависимость, является психологический настрой. Так, в упомянутом выше исследовании EPOSA отмечается, что люди, считающие себя метеозависимыми, при прочих равных условиях испытывают более сильные боли в суставах, чем пациенты, называющие себя нечувствительными к превратностям погоды.

"Есть метеопаты, но это изменения не чисто физиологические, но еще и изменения в структуре психики, — поделился мнением с ТАСС врач-кардиолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры геронтологии и гериатрии Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) Юрий Конев. — Метеопатия — это грань между физиологией и психологией. Больше паника играет роль, чем сам перепад давления".

"Метеочувствительность проявляется наиболее часто у пожилых людей, у детей, когда регуляция еще не сформировалась, и у тех, у кого она уже начинает нарушаться, — рассказал кардиолог. — Но крошечная доля людей в мире подвержена метеочувствительности, поэтому эта проблема часто бывает раздута".

"У метеозависимости есть физиологические основания. Но, как правило, под ней скрывается что-то другое и часто — из сферы психологии, — считает врач-психиатр Евгений Ковалев, слова которого приводит сайт страховой компании "Согаз". — Например, ипохондрики видят плохие признаки во всем, что с ними происходит. Это люди с активным локусом контроля. Они склонны преувеличивать там, где не могут контролировать ситуацию, где им не хватает знаний или информации". Для избавления от мнимой метеозависимости врач рекомендует измерить давление, пройти диспансеризацию — воспользоваться принципами доказательной медицины.

Виктор Бодров 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии