Самолеты: созданы для перепадов давления
В начале февраля 2025 года в ряде российских регионов было
зафиксировано аномально высокое атмосферное давление.
7 февраля обновился суточный рекорд давления в Москве:
774,3 мм рт. ст. при
"В целом специфика воздушных судов заключается в том, что они создаются с учетом способности противостоять очень большому перепаду давлений между салоном и закабинным пространством с учетом полетов на высоте более 10 км, — рассказал в беседе с ТАСС исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Разница давлений внутри и снаружи радикальная. И поэтому в большинстве случаев, конечно же, перепад давления в тех пределах, которые встречаются на земле, не оказывает серьезного влияния на авиатехнику".
Эксперт обратил внимание на то, что на летательные аппараты оказывает влияние пониженное атмосферное давление, свойственное высокогорным взлетным площадкам
Некоторые специалисты предположили, что одной из причин отмены полетов в Пулково в феврале текущего года стала невозможность ввода в бортовые системы самолетов необычно высоких значений атмосферного давления. Процедура необходима для корректной работы барометрических высотомеров. Пантелеев выразил мнение, что такая проблема действительно могла возникнуть. "На самолетах отечественной разработки, а также версии бортового радиоэлектронного оборудования, которое создается для импортозамещенного "Суперджета", будет возможность вводить давление в более широком диапазоне, — заметил он. — Поэтому подобный фактор, а именно аномально высокое атмосферное давление, не будет препятствовать выполнению полетов по расписанию".
Автомобили: все учтено
Во время февральского аномально высокого атмосферного давления в России ряд средств массовой информации сообщали о случаях сбоев в работе двигателей современных высокотехнологичных автомобилей. Автомобильный журналист Петр Баканов в беседе с ТАСС выразил мнение, что колебания атмосферного давления в средней полосе могут лишь незначительно влиять на характеристики автомобиля. По мнению автоэксперта, указанные нарушения в работе не были связаны с поломками и неисправностями, а были вызваны легко устраняемыми недоработками — к примеру, в управляющих программах не были корректно прописаны лимиты по атмосферному давлению.
"Разница в атмосферном давлении была очень критична для карбюраторных атмосферных моторов и для инжекторных, у которых не было турбонаддува, — рассказал Баканов. — Дело в том, что плотность воздуха с высотой меняется, на высоте воздух разрежен и наступает своего рода кислородное голодание".
Эксперт объяснил, что в высокогорных районах мотор получает меньше воздуха и теряет в мощности. "Но это было характерно для атмосферных моторов и для очень больших высот. Если взять общую практику, то современный турбированный двигатель имеет в этом плане коррекцию до достаточно большой высоты — где-то 4,8–5,2 км над уровнем моря. То есть современные моторы должны быть адаптированы для высокогорных условий эксплуатации. Например, у Volkswagen такой стандарт, что четырехтысячники машина должна спокойно брать и [на такой высоте] эксплуатироваться. Возможно, будет повышение расхода топлива, какое-то падение мощности, но не критичное".
По словам Баканова, каких-либо рекомендаций автомобилистам в случае значительных колебаний атмосферного давления не существует. "Для умеренного климата, равнинных местностей это редкость, исключение из правил, — сказал он. — Те, кто эксплуатирует машину в высокогорье, просто знают эти особенности: машина начинает как не в себя потреблять топливо, падает мощность, выхлоп становится черным, потому что сжигается больше солярки, а эффект от этого меньше". Отправляющимся в путешествие по горным дорогам автоэксперт посоветовал быть готовым к повышенному расходу топлива, стараться не нагружать машину вещами, на затяжном подъеме на внедорожнике заранее перейти на понижающую передачу и преодолеть его с меньшей скоростью, но не перегружая двигатель.
"Есть другие системы, которые могут реагировать, например, на холод, — отметил автоэксперт. — Допустим, в Магаданской области температура зимой может падать даже до минус 60 градусов. Большинство климатических установок автомобилей попросту не знает, что такое температура где-то ниже минус 40 градусов. Они просто не понимают ее, поэтому в этом случае могут работать неправильно. Выход только один: переводить в ручной режим и настраивать".
Метеозависимость у человека: группы риска
Погодные аномалии могут влиять и на самочувствие человека,
хотя официального диагноза "метеозависимость" или
"метеопатия"
Давление, влажность воздуха оказывают меньшее воздействие,
однако и эти проявления капризов природы могут влиять на некоторые
группы людей. К примеру, к колебаниям давления и температуры
чувствительны пациенты с нарушениями в работе сердечно-сосудистой
системы. Как говорит
Сайт Департамента здравоохранения города Москвы
Физиология или самовнушение?
Ряд специалистов считают, что значительным фактором, вызывающим метеозависимость, является психологический настрой. Так, в упомянутом выше исследовании EPOSA отмечается, что люди, считающие себя метеозависимыми, при прочих равных условиях испытывают более сильные боли в суставах, чем пациенты, называющие себя нечувствительными к превратностям погоды.
"Есть метеопаты, но это изменения не чисто физиологические,
но еще и изменения в структуре психики, —
"Метеочувствительность проявляется наиболее часто у пожилых людей, у детей, когда регуляция еще не сформировалась, и у тех, у кого она уже начинает нарушаться, — рассказал кардиолог. — Но крошечная доля людей в мире подвержена метеочувствительности, поэтому эта проблема часто бывает раздута".
"У метеозависимости есть физиологические основания. Но, как
правило, под ней скрывается что-то другое и часто — из сферы
психологии, — считает врач-психиатр Евгений Ковалев, слова
которого
Виктор Бодров
Комментарии