Редакция сайта ТАСС
Вера Алентова прожила долгую и плодотворную жизнь в театре и кино. Более полувека и до последних дней она служила в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, а ее работы в кино сделали ее любимой и узнаваемой для миллионов зрителей. Вера Алентова часто играла сложных, противоречивых женщин, была убедительна и в драматических ролях — как, например, в оскароносной картине "Москва слезам не верит", и в легких, комедийных образах, как у ее героинь в "Ширли-мырли". 25 декабря, после церемонии прощания с народным артистом РФ Анатолием Лобоцким (вместе с ним актриса снималась в фильме "Зависть богов"), Вера Алентова из жизни. Вспоминаем лучшие работы в ее фильмографии.
"Москва слезам не верит" (1979)
История трех подруг, приехавших из провинции в столицу в поисках счастья, развивается в двух временных пластах — в 1950-х и в 1970-х годах. Поначалу режиссер Владимир Меньшов сомневался, стоит ли ему браться за этот фильм, но этот ход со временным скачком ему интересным
До выхода фильма "Москва слезам не верит" у Веры Алентовой не было громких ролей в кино, она посвящала больше времени театру. Однако мелодрама Меньшова подарила актрисе не только всесоюзную, но и мировую известность: в 1981 году картина удостоилась "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Также за роль Катерины артистка получила Государственную премию СССР в области искусства.
"Время желаний" (1984)
В последней работе ветерана советского кинематографа Юлия Райзмана Вера Алентова блистает в роли Светланы Васильевны — энергичной зрелой женщины, которая привыкла добиваться своих целей, идти напролом и заводить нужные связи. Героиня работает косметологом в салоне красоты, ее жизнь кажется устроенной, не хватает лишь "творческого, интеллигентного" человека, за которого Светлана мечтает выйти замуж.
Выйдя на охоту, женщина встречает Владимира Лобанова (Анатолий Папанов) — немолодого, но воспитанного чиновника, мечтающего о спокойствии и уюте. Светлана выходит за него замуж, рассчитывая на обеспеченное и счастливое будущее, однако не замечает, как губит мужчину своей амбициозностью. За эту роль в 1986 году актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Фильм рассматривается как один из лучших в карьере Райзмана.
"Завтра была война" (1987)
Дебютная работа режиссера Юрия Кары, снятая по повести Бориса Васильева, рассказывает о трагической судьбе поколения, чьи школьные годы пришлись на время сталинских репрессий, а юность — на Великую Отечественную войну. Вера Алентова сыграла в картине Валендру — завуча школы Валентину Андронову. Ее героиня — властная, принципиальная женщина, которая ставит во главу угла советскую идеологию, даже если это оборачивается травлей беззащитной школьницы. Образ актрисы был таким сложным и неоднозначным, что ее трудно назвать злодейкой — по сюжету она верит в государство, коммунизм и готова жертвовать личным ради общей идеи. Фильм получил признание и Гран-при на нескольких международных кинофестивалях.
"Ширли-мырли" (1995)
Еще одна блестящая работа Владимира Меньшова — эксцентричная перестроечная комедия о приключениях афериста Василия Кроликова (Валерий Гаркалин) и братьях-близнецах, которые обнаруживаются чудесным образом. Вера Алентова сыграла сразу несколько ролей — американку Кэрол Абзац, спутницу главного героя Люсьену Кроликову, цыганку Земфиру Алмазову и стюардессу Уитни Кроликоу. Сама Алентова , что больше всего ей полюбилась роль белокурой американки в свадебном платье, так как в свое время у них с Меньшовым не было возможности купить красивые наряды и устроить настоящий праздник. Перед съемками актриса несколько дней провела в свадебных салонах и нашла платье мечты. Фильм стал одним из образцов русского кинематографа 1990-х годов, совершенно не похожим ни на что, снятое в советские годы.
"Зависть богов" (2000)
Спустя пять лет после премьеры "Ширли-мырли" Владимир Меньшов вновь предложил супруге главную женскую роль — в своей мелодраме о запоздалой, но глубокой любви. Действие фильма разворачивается в 1983 году в Москве. Вера Алентова сыграла Соню — редактора телепередачи, скромную и приличную женщину, которая неожиданно для себя и окружающих попадает в любовный треугольник. По сюжету Соня встречает переводчика-француза Андрэ (Анатолий Лобоцкий). Им за 40, у обоих есть семьи в разных странах, но вдруг их охватывает страсть, которая перетекает в бурный роман. Героиня решает развестись с мужем, находит для себя и Андрэ квартиру, но из-за вспыхнувшего политического конфликта переводчика навсегда высылают из СССР. Финал мог бы быть как у Толстого в "Анне Карениной", но Меньшов предусмотрел альтернативный вариант. Также в картине снялись Жерар Депардье, Анатолий Феклистов, Марина Дюжева, Людмила Иванова, Ирина Скобцева, Лариса Удовиченко и другие звезды.
"И все-таки я люблю..." (2007)
Телесериал режиссера Сергея Гинзбурга, действия которого разворачиваются в Москве 1970–1990-х годов. Завязка немного напоминает фильм "Москва слезам не верит": главная героиня — юная и бедная Вера Иванова (Татьяна Арнтгольц), которая, как и ее подруги, приехала из глубинки в Москву, живет в общежитии и работает на шарикоподшипниковом заводе. Героиня встречает мужчину своей мечты — Вадима (Антон Хабаров), парня из московской обеспеченной семьи. Однако его родители категорически против отношений сына с "лимитой". Вера Алентова сыграла мать Вадима — Анну Брониславовну, советскую даму старой закалки, строгую и требовательную. По сюжету героиня Алентовой строит различные козни, чтобы разлучить влюбленных и женить сына на другой девушке, но со временем пересматривает свои взгляды.
Дарья Шаталова

Комментарии