Вениамин Борисович Смехов — советский и российский
актер, полюбившийся зрителям благодаря роли Атоса в серии фильмов о
"Трех мушкетерах". Его биография полна неожиданных деталей:
Владимир Этуш едва не сбил с актерского пути, Владимир Высоцкий
уговорил сниматься в кино, в "Мушкетерах" Смехов сыграл ради своей
дочери, а от звания народного артиста дважды
отказался.
Вне съемочной площадки Смехов был одной из самых ярких звезд на театральной сцене — более 20 лет он проработал в Театре на Таганке и застал его золотую эпоху.
Рассказываем о жизни и творчестве актера.
За рулем Евгений Онегин
Будущий артист родился в 1940 году в Москве. Его отец Борис Моисеевич Смехов был доктором экономических наук, мать Мария Львовна Шварцбург работала врачом-терапевтом. Первые годы жизни Вениамин провел под Казанью — после начала Великой Отечественной они с матерью уехали в эвакуацию. В столицу удалось вернуться в 1943-м.
В детстве Смехов мечтал стать шофером — он "строил" машину из венских стульев, "рулил" по спинке и представлял, как рассекает по дороге. В то же время он рано увлекся стихами и даже стал сочинять их сам, а с младших классов добавились и занятия по актерскому мастерству. В драмкружке при Дворце пионеров одним из наставников Вениамина был сам Ролан Быков — тогда еще недавний выпускник театрального училища
Вениамин Смехов
Окончив школу, в 1957 году Вениамин Смехов поступил в Театральное училище им. Щукина. По его собственному признанию, легкость с которой он преодолел экзамены, сыграла с ним злую шутку. Он настолько был доволен собой, что перестал полноценно учиться. Через год руководитель курса Владимир Этуш засомневался в способностях Смехова и перевел его из студентов в вольнослушатели, назначив испытательный срок. Вениамину все же удалось убедить педагога, что он достоин продолжить обучение, — его зачислили обратно. "Владимир Этуш оказался для меня — хотел он того или не хотел — великим воспитателем. Он встряхнул всю жизнь, сбил с ног домашнее чувство благополучного прозябания", — вспоминал позже артист.
Легенда Театра на Таганке
Вениамин Смехов окончил Щукинское училище в 1961-м и по распределению отправился работать в Куйбышевский драматический театр (ныне Самарский театр драмы имени М. Горького). Прослужив там год, он вернулся в Москву и присоединился к труппе Московского театра драмы и комедии. Смехов застал его расцвет — в 1964-м театр возглавил режиссер-новатор Юрий Любимов: он пересобрал труппу (пригласил Валерия Золотухина, Владимира Высоцкого и других), реорганизовал сам театр, обновил репертуар. На закате оттепели сцена стала легендарной, обросла восторгами, скандалами, поклонниками и прославилась как Театр на Таганке
Смехов был одним из ведущих артистов труппы и сыграл в десятках постановок. Он был задействован в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Десять дней, которые потрясли мир", "Тартюф", "Гамлет", "Дом на набережной", исполнял роль Воланда в "Мастере и Маргарите" и Барона в "На дне". Иногда артист выступал как соавтор Любимова и создатель инсценировок — для постановок "Послушайте!" (по произведениям Маяковского), "Час пик" и других.
Вениамин Смехов
На "Таганке" Вениамин Смехов проработал более 20 лет. Он ушел из труппы в 1985-м, после того как Юрий Любимов подвергся изгнанию и вынужденно покинул СССР. После этого Смехов два года служил в театре "Современник". В конце 1980-х Любимов возвратился в Москву — вместе с ним на родную сцену вернулся и Смехов. В труппе Театра на Таганке он служил до 1998 года, а после возвращался как приглашенный артист.
В нулевые Вениамин Смехов почти не выходил на сцену, но занимался режиссурой — он поставил десятки драматических и оперных спектаклей в России и за границей. В 2010-е артист играл в постановках "Политеатра", "Гоголь-центра", "Мастерской Брусникина". В последние годы участвовал в спектаклях Театра Наций и "Практики".
"Три мушкетера" и не только
Вениамин Смехов стал сниматься в кино с конца 1960-х годов, первый фильм с его участием — "Служили два товарища" (1968). В картине его уговорил сняться Владимир Высоцкий — друг и коллега по "Таганке". "Володя там играл белогвардейского офицера Александра Брусенцова. А я сыграл первого в своей жизни барона — барона Краузе. Вот с тех пор я всю жизнь играл баронов, графов", — вспоминал позже Смехов.
Вениамин Смехов
До конца 1970-х годов Вениамин Смехов снимался в кино довольно мало — в основном занимался озвучиванием: его голос можно услышать в мультфильмах "Волшебник Изумрудного города", "Приключения капитана Врунгеля" и других. Также он сыграл в паре детско-юношеских картин — "Смок и Малыш" (1976), "В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979).
Поворотным для Вениамина Смехова стал 1979 год, когда на экраны вышел музыкальный фильм "Д’Артаньян и три мушкетера". Актер появился в образе загадочного и благородного Атоса: после премьеры он моментально обрел всесоюзную известность, популярность и армию поклонниц. Изначально на эту роль пробовался Юрий Соломин, затем Василий Ливанов — его даже утвердили, но он не явился на съемки. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич был в отчаянии, пока не попал на спектакль "Мастер и Маргарита" Театра на Таганке: Смехов в роли Воланда так впечатлил его, что актеру сразу же предложили сыграть Атоса.
Вениамин Смехов
Несмотря на то что у Смехова был плотный график в театре, он согласился — роман Александра Дюма "Три мушкетера" был любимым произведением его дочери Лены. На съемки, шедшие на Украине, артист прилетал лишь по выходным, поэтому в некоторых кадрах его подменял дублер.
В целом фильмография Вениамина Смехова насчитывает около 60 работ. Среди картин с его участием — "Сказка странствий" (1983) Александра Митты, "Ловушка для одинокого мужчины" (1990) Алексея Коренева, "Цареубийца" (1991) Карена Шахназарова. Однако именно образ Атоса оказался знаковым для Смехова, и он неоднократно возвращался к нему: в фильмах "Мушкетеры двадцать лет спустя" (1992), "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя" (1993) и "Возвращение мушкетеров" (2009).
С 2010-х годов Вениамин Смехов снимается преимущественно в сериалах. Среди проектов, в которых он поучаствовал, — "Фурцева. Легенда о Екатерине", "Казанова в России. Тайная миссия", "Пассажиры".
Любовь к русской речи
В последние годы артист продолжает заниматься озвучиванием,
выступает как сценарист и режиссер телеспектаклей, автор
документального кино. Будучи большим поклонником поэзии и прозы, он
готовит программы по произведениям и биографиям любимых
литераторов. Кроме того, он озвучил десятки аудиокниг. "Любовь к
русской речи лежит в основе всего, что я делаю", —
Вениамин Смехов
Литературой Смехов занимается на протяжении почти всей своей карьеры. Он пишет рассказы, повести, мемуары и даже произведения для детей. Опубликованы его книги "Театр моей памяти", "Жизнь в гостях", "Записки на кулисах", "В жизни так не бывает", "Та Таганка" и другие.
Вениамин Смехов дважды становился лауреатом Царскосельской художественной премии (2009, 2023), присуждаемой за творческий вклад в развитие российского искусства. Получал он и другие премии в области культуры, а вот от звания народного артиста отказался. Считается, что присудить его Смехову хотели дважды: во времена работы в Театре на Таганке и к 70-летнему юбилею. "Не надо мне. Экклезиаст замечательно сказал: доброе имя дороже звонкой масти. Высоцкому посмертно присвоили лауреата Госпремии. Пушкина посмертно признали", — говорит артист.
Личная жизнь
Впервые Вениамин Смехов женился, когда ему было чуть больше 20. Со своей будущей женой Аллой артист встретился в подмосковном доме отдыха — на момент знакомства оба еще были студентами, но свадьбу решили не откладывать. Впоследствии жена Смехова работала редактором на радио. Брак продлился около 20 лет, у пары родились две дочери — Елена (1964 г. р.) стала писательницей, а Алика (1968 г. р.) — актрисой и певицей.
В начале 1980-х Вениамин Смехов познакомился с Галиной Аксеновой — студенткой театрального института, которая проходила стажировку в Театре на Таганке. Несмотря на все обстоятельства и 19-летнюю разницу в возрасте, между ними завязался роман, который в 1981-м перерос в брак — он длится до сих пор. Галина Аксенова работает историком кино, театроведом, сценаристом и режиссером.
Дарья Шаталова
Комментарии