Иллюминаторы самолетов будут показывать названия живописных мест — вот как это работает

ТехПро

35 Просмотры 0

Представьте себе: Вы сидите у окна в самолёте, под вами бесконечные облака, и вдруг — надпись прямо на стекле: «Ниагарский водопад — 9 км слева». А чуть ниже — карта маршрута, температура за бортом и небольшой исторический факт. Это не фантастика, а ближайшее будущее, которое уже на взлётной полосе. Немецкая компания Zeiss, известная своими оптическими решениями для NASA и ESA, теперь выводит дополненную реальность… в иллюминаторы пассажирских самолётов.

Иллюминаторы самолетов будут показывать названия живописных мест — вот как это работает. «Умное» стекло отображает информацию о рейсе и местные достопримечательности. Фото: Zeiss. Фото.
«Умное» стекло отображает информацию о рейсе и местные достопримечательности. Фото: Zeiss."/>

«Умное» стекло отображает информацию о рейсе и местные достопримечательности. Фото: Zeiss

Как сообщает сайт Popular Science на выставке Aircraft Interiors Expo 2025 в Гамбурге Zeiss представила Multifunctional Smart Glass — технологию, которая превращает обычные окна в интерактивные панели. Снаружи это выглядит как обычное стекло, но внутри спрятаны микрооптические структуры, голографические слои и сенсоры, реагирующие на жесты. Пользователи смогут видеть названия городов, высоту, скорость, курс, погодные условия и даже подсказки об интересных объектах — всё это проецируется прямо на иллюминатор.

Это словно живой Google Earth в реальном времени. Причём без интернета и сторонних приложений — вся информация обрабатывается локально. А благодаря полной прозрачности стекла, никакой визуальной перегрузки: информация появляется только тогда, когда нужна.

Безопасность самолетов станет выше

Но дело не только в «вау»-эффекте. Умные стеклянные панели легче традиционных пластиковых перегородок и экранов. А чем меньше вес — тем ниже расход топлива и выбросы углекислый газ. Это важный шаг к более устойчивой авиации. Кроме того, стекло легко адаптировать и для кабины пилота: Zeiss тестирует HUD-панели, которые выводят навигационные и погодные данные прямо на лобовое стекло. Особенно полезно это при посадках в тумане, ночью или в условиях низкой видимости.

Безопасность самолетов станет выше. «Умное» стекло также может помочь уменьшить общий вес самолета. Фото: Zeiss. Фото.

«Умное» стекло также может помочь уменьшить общий вес самолета. Фото: Zeiss

Такие системы могут в реальном времени анализировать окружающую обстановку при помощи инфракрасных и микроволновых сенсоров, снижая риск ошибок и повышая безопасность полётов.

Стоит ли бояться слежки?

Как и любая технология с персонализацией, «умные окна» собирают данные: куда смотрит пассажир, как долго, что вызывает интерес. Это нужно, чтобы отображать актуальную информацию, но тут возникает закономерный вопрос — а не слишком ли много они о нас знают?

В будущем такие системы могут учитывать даже уровень стресса и подстраивать интерфейс: включить расслабляющий режим, показать приятный пейзаж, приглушить яркость. С одной стороны — забота, с другой — тонкая грань между комфортом и вторжением в личное пространство. Понадобятся прозрачные (простите за каламбур) правила по обработке таких данных.

Новые технологии в космосе

Идея не ограничивается только пассажирскими рейсами. Вполне возможно, что в перспективе аналогичные решения найдут применение в военной авиации и даже в космосе. Представьте: иллюминатор космического корабля показывает траектории спутников, зону притяжения планет и расстояние до Луны.

Окно становится не просто смотровым элементом, а полноценным инструментом взаимодействия с окружающим миром. Путешествие начинается не с выхода из аэропорта, а сразу после взлёта — и длится всё время в воздухе.

Если тебе близки такие темы, присоединяйся к нашему сообществу — мы регулярно обсуждаем технологии будущего в дружелюбной, но прокачанной атмосфере в нашем Telegram-канале.

А пока западные компании экспериментируют с дополненной реальностью в авиации, в России тоже происходят важные технологические события. Например, недавно в небо поднялся первый полностью российский самолёт, созданный без единой импортной детали — это мощный шаг к реальной независимости в высокотехнологичном секторе.

Будущее подлетает ближе, чем кажется. Просто посмотрите в иллюминатор.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии