Эксперт Добротина: нужно выработать этические нормы использования ИИ школьниками

Общество

48 Просмотры 0

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Необходимо выработать этические нормы применения нейросетей учениками в школах, тогда ИИ будет приносить пользу в образовании. Такое мнение ТАСС высказала заведующая центром филологического общего образования ИСМО имени В. С. Леднева Ирина Добротина.

По ее словам, с развитием современных информационных технологий, генеративных моделей, перед общеобразовательной школой возникла проблема определения возможностей методически целесообразного их применения в работе педагогов, а также корректного пользования ими школьниками.

"В настоящее время отсутствуют достоверные данные о проценте обучающихся, которые используют нейросети (для краткости будем называть - ИИ) для подготовки домашних заданий, в том числе сочинений, рефератов и проектов. В то же время многие учителя отмечают, что наряду с определенными преимуществами использования ИИ, позволяющего значительно экономить время при составлении разных видов заданий и в большом количестве, а также проверке, эта технология создает серьезные риски", - сказала она.

Прежде всего, речь идет об отсутствии действенных механизмов контроля за выполнением обучающимися заданий с помощью ИИ

Хотя в настоящее время разработаны некоторые программы для такой проверки, например, GigaCheck (сервис поможет быстро определить, кто создал текст - человек или генеративная модель), они не являются верифицированными и прошедшими экспертную проверку ресурсами, которые могут быть официально рекомендованы учителям. Добротина отметила, что необходимость постоянно использовать такие программы проверки самостоятельности выполненных обучающимися заданий.

Как пояснила эксперт, серьезным риском является отсутствие у обучающихся критического осмысления используемого с помощью ИИ материала, что, безусловно, создает значительные сложности в освоении ими образовательных программ, затрудняет развитие необходимых современному человеку компетенций, и в целом приводит к снижению когнитивных способностей и общего культурного уровня молодого поколения.

Что делать учителю?

"Не секрет, что школьники во все времена искали способы перехитрить систему: шпаргалки, списывание, система условных знаков при ответе и так далее. Чтобы ИИ приносил пользу в образовании, необходимо пересмотреть педагогические приемы: может, не стоит играть в "кошки-мышки", придумывать, как поймать и наказать? Может быть, надо выработать этические нормы применения нейросетей?" - заявила она.

В частности, в некоторых школах уже сегодня учителя просят школьников, которые используют для выполнения домашних заданий ИИ, указать ссылки, изложить содержание подготовленной работы кратко и в устной форме, предложить самому найти ошибки в подготовленной с помощью ИИ работе и предложить вариант исправления. Все это позволяет формировать академическую честность и развивать умение критически осмысливать информацию, подчеркнула Добротина.

"Ведь в целом, чтобы написать что-то достойное с помощью нейросети, нужно уметь этим инструментом пользоваться: ставить задачи, иметь план, понимать и создавать структуру запроса, а для этого нужно разбираться в своей теме, чтобы верифицировать полученную информацию. Самое главное - нужно аргументированно защищать то, что ты создал, а это гораздо важнее, чем написанный нейросетью текст", - считает она.

По ее мнению, у ИИ есть чему поучиться и учителю, и ученику. Так, система не запрещает людям ошибаться при формулировке задачи, при вводе данных, не отказывает в запросе при наличии ошибки. ИИ адаптируется, учится понимать и принимать свои ошибки.

"Вот и нам в школе надо формировать позицию: не страшно допустить ошибку в своей работе, ошибка становится твоим шагом к успеху, если ты ее проанализировал, систематизировал и сделал выводы. Необходимо широкомасштабное междисциплинарное исследование, направленное на выявление положительных сторон использования в образовательном процессе ИИ, разработку целесообразных с позиции современной дидактики методов использования ИИ в обучении, а также способов снижения рисков, связанных с его внедрением в школьную практику", - подытожила эксперт. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии