МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. СМИ и социальные сети на постсоветском пространстве оказывают неоднозначное влияние на формирование образа Дня Победы в странах постсоветского пространства. Об этом свидетельствует исследование, проведенное АО "Крибрум" по заказу Аналитического центра ТАСС в период с 1 января по 19 апреля.
Исследовались русский, армянский, казахстанский, латышский, украинский и молдавский сегменты информационного поля, без учета соцсетей Х и Facebook (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской).
Общий праздник
Позитивное отношение к Дню Победы отмечается в Казахстане и Армении. В этих странах в СМИ и соцсетях значительно преобладает трансляция нарратива об общей для всего постсоветского пространства Победе над нацистской Германией, проявляется уважение к подвигу советского народа и убеждение в необходимости чтить память погибших.
Так, в армяноязычных соцсетях, несмотря на непростой период в двусторонних отношениях Армении с Россией, позитивное отношение к празднику более чем вдвое превосходит негативное (46% и 20% соответственно из более чем 9,3 тыс. проанализированных сообщений от 5,5 тыс. авторов)
В Казахстане поддержка Дня Победы выражена еще более отчетливо. Лишь 10% пользователей соцсетей (проанализировано 1,3 тыс. сообщений) допускают негативные высказывания по этому поводу, в то время как 65% признают его важным элементом исторической памяти, испытывают гордость за вклад Казахстана в Победу, чествуют ветеранов и тружеников тыла.
Молдавия и Латвия
Отношение СМИ и соцсетей Молдавии (1,1 тыс. сообщений) к Дню Победы исследователи характеризуют как "смешанное". В русскоязычном сегменте СМИ отмечается позитивное отношение, в то время как проправительственные медиа дату практически игнорируют или указывают на ее "политизацию" и делают акцент на продвигаемый правительством День Европы 9 мая. В социальных сетях большинство публикаций в честь Дня Победы появляются на русском языке. В целом превалируют позитивные тезисы (55% против 20%), однако надо учесть, что большинство молдавоязычных пользователей проживают за рубежом и не отражены в исследовании.
В латышском сегменте СМИ и социальных медиа Латвии День Победы практически игнорируется. Активно проявляют себя русскоязычные издания и пользователи. В публикациях на латышском языке советский период в странах Балтии называется "оккупацией", а победа СССР над нацистской Германией - "началом нового этапа оккупации".
Интересно, что в российских соцмедиа активно обсуждается то, как в Латвии воспринимается День Победы. Российские пользователи (более тысячи сообщений) резко критикуют снос в Латвии военных мемориалов и иные действия, оскорбляющие память о погибших.
Украина
Авторы исследования отмечают, что на Украине продолжается навязываемое политическими элитами "переосмысление" ее роли в Победе в Великой Отечественной войне. Государственные и общественные (в большинстве своем находящиеся на западном финансовом обеспечении) СМИ формируют антироссийскую информационную повестку, которая выражается в распространении нарратива об отдельной роли украинцев в разгроме нацистской Германии в составе националистических формирований или союзнических войск Запада.
При этом, отмечают эксперты, День Победы в СМИ не игнорируется на Украине как праздник (зафиксировано более 10 тыс. сообщений на эту тему), но коренным образом переосмысливается: роль советского народа в Победе принижается или умалчивается, на первый план преподносятся действия союзных войск и украинских националистов. Критикуется, в частности, намерение руководителей Сербии, Венгрии и Словакии участвовать в торжествах в Москве.
Однако, согласно исследованию, в самом украинском обществе данная трактовка пока не является превалирующей. Около 40% пользователей поддерживают проведение памятных и мероприятий и чествование ветеранов 9 Мая. При этом около 28% из тех, кто позитивно относится к этой дате, испытывают гордость за вклад Украины в Победу.
Комментарии