Как зарегистрироваться и где уже можно использовать
Единая биометрическая система (ЕБС) — это цифровая платформа
для предоставления государственных и коммерческих услуг, таких как
бесконтактная оплата и проезд в транспорте, открытие бизнеса,
обслуживание в Многофункциональных центрах (МФЦ) и оформление
электронной подписи. Для того чтобы
При помощи ЕБС можно получать банковские услуги более чем в 100 банках по всей стране, дистанционно оформить электронную подпись, карту болельщика, договор связи и электронную сим-карту. Использовать биометрию можно и вместо пароля для входа в личный кабинет на портале "Госуслуги", а также для прохода в ряд организаций и бизнес-центров. С 2024 года с помощью биометрии стало возможно оплачивать проход в метро в нескольких городах, в частности, в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и Москве
Как будет работать оплата покупок
В ближайших планах оператора единой биометрической системы —
АО "Центр биометрических технологий" — также организация оплаты
покупок с помощью биометрии. Как
Обе платформы — и НСПК, и Сбера — функционируют на базе единой биометрической системы. "Сейчас в планах интегрировать эти две платформы, что позволит предложить пользователям платежный инструмент на основе равнодоступной инфраструктуры. То есть человеку не придется задумываться, где и каким платежным средством пользоваться. В условиях постоянного расширения сети терминалов это будет означать, что сервис оплаты по биометрии станет доступен повсеместно", — объяснил он.
По словам Поволоцкого, биометрия станет дополнительным инструментом, который поможет подтвердить возраст покупателя — наряду с бумажными документами. "Наш сервис уже готов к использованию в офлайне, и в этом году мы планируем представить его в сотрудничестве с торговыми сетями, — сообщил он. — Применять его можно будет в отношении любых товаров с возрастными ограничениями". По замыслу Центра биометрических технологий, это также поможет значительно ускорить обслуживание клиентов на кассах самообслуживания, ведь их становится все больше, но для многих операций все еще требуется помощь работников торгового зала.
Ретейлеры за добровольность и доступность
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) позитивно оценивают данную инициативу. "Мы поддерживаем технологические решения, направленные на повышение комфорта потребителя, удобство и безопасность совершения покупок", — заявили ТАСС в АКОРТ. При этом в ассоциации добавили, что считают важным сохранение добровольности использования единой биометрической системы в офлайн-торговле.
"Наряду с базовыми средствами контроля возраста покупателя систему возможно применять как дополнительный, опциональный инструмент в тех магазинах, где она будет установлена и доступна. Например, есть покупатели, не желающие сдавать биометрию, есть населенные пункты, где нет интернета", — отметил представитель АКОРТ.
По его словам, немаловажно и то, что затраты на проведение операций с помощью системы будут включать не только ее тарифы, но и оснащение торговых точек необходимым оборудованием. "Они не должны влиять на экономическую доступность товаров, имеющих возрастные ограничения", — полагают в ассоциации.
Что касается потенциального применения биометрической системы при дистанционных продажах (через интернет), в АКОРТ усматривают риски возникновения нелегального оборота товаров, а также нарушения прочих действующих законодательных требований оборота подакцизной продукции и товаров с возрастными ограничениями.
Офлайн против онлайна
Именно здесь обнаруживается водораздел между сторонниками и противниками онлайн-продаж продукции, содержащей алкоголь. Представитель алкогольной индустрии, пожелавший сохранить анонимность, в комментарии ТАСС сообщил, что усматривает в инициативе регуляторов применять биометрию при продаже товаров, имеющих возрастные ограничения, намерение в дальнейшем распространить эту практику на дистанционные продажи, которые в настоящее время запрещены.
"Никто в офлайне сегодня не продает алкоголь детям — лицензия всем дорога. Поэтому аргументы в пользу того, чтобы начать применять биометрию с целью пресечения таких продаж, несостоятельны. Происходит подстройка под готовящуюся интернет-продажу алкоголя. Но пока у этой инициативы половина сторонников, половина противников. Если раньше производители жаловались на то, что ретейл их зажимает, то теперь настала очередь сетей жаловаться на маркетплейсы. Мы просто наблюдаем новый этап конкуренции", — заявил собеседник агентства.
По его мнению, разрешение онлайн-торговли алкоголем до
Одним из сторонников возвращения продажи алкоголя через
интернет (была запрещена 17 лет назад) является Ассоциация компаний
интернет-торговли (АКИТ). Осенью прошлого года президент АКИТ Артем
Соколов говорил о том, что при существующем стремительном развитии
е-commerce необходимо ввести контролируемую интернет-торговлю
алкоголем. Тогда же он
Дополнительный источник пополнения бюджета
В Ассоциации производителей пива, солода и напитков также считают, что инициативу по внедрению биометрии для алкогольных продаж можно рассматривать как инструмент для дальнейшей проработки открытия канала онлайн-продажи пивоваренной продукции. При этом, как и в АКОРТ, в ассоциации предлагают рассматривать биометрию как дополнительный механизм верификации возраста. "Считаем также, что сначала стоит оценить существующие инструменты верификации и потенциальные затраты участников рынка", — заявил ТАСС исполнительный директор ассоциации Вячеслав Мамонтов.
По его мнению, снятие запрета на дистанционную продажу пива при условии соблюдения всех законодательных мер и ограничений будет не только служить дополнительным импульсом для развития отрасли, но и позволит снизить нелегальный оборот и увеличить поступления в федеральный и региональный бюджеты. Как говорит Вячеслав Мамонтов, инструменты контроля за соблюдением законодательных норм при онлайн-заказах алкогольной продукции есть уже сейчас: "Это, например, контроль возраста покупателя посредством QR-кодов и единой системы идентификации и аутентификации (при разработке всех необходимых защитных мер от их подделок и двухфакторной аутентификации пользователя)".
Эксперт отмечает, что такой опыт используется и в других
отраслях. Например, сервисы краткосрочной аренды авто проводят
верификацию возврата, а биометрию используют для улучшения сервиса.
Минувшей осенью
Евлалия Самедова
Комментарии