ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 8 марта. /ТАСС/. Выставка "Бабушкино наследство: память в вещах. Дворянская усадебная культура XIX века" открылась в усадебном доме графини Орловой-Чесменской на территории музея народного деревянного зодчества "Витославлицы" в Великом Новгороде. На выставке представлено около 70 предметов, в том числе: произведения живописи, графики, фарфор, книги, предметы из бисера, мебель и открытки, сообщила ТАСС заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, куратор выставки Ирина Васильева.
"Настоящая выставка отдает дань исчезнувшему миру русской усадьбы, в культуре которой чудесным образом соединились высокое искусство и простодушный патриархальный быт. В каждом передававшемся из поколения в поколение предмете - от детской книжки до бабушкиного альбома - заключен рассказ, восстанавливающий какое-либо событие или вызывающий целый каскад ассоциаций. На выставке словно происходит путешествие во времени, когда вместе со старинной куклой мы можем перенестись в небольшую уютную детскую на мезонине, а с изящной вышитой мельчайшим бисером записной книжечкой "карне де баль", предназначенной для записи партнеров по танцам, переместиться на шумный губернский бал
По ее словам, история большинства дворянских семейств канула в Лету. "Иногда, перебирая разрозненные предметы, мы встречаем крохотные осколки прежней жизни: складные шелковые веера, шкатулки с причудливыми ключиками, костяные ажурные гребни, вышитые кошельки, кисеты и прочие мелочи - прелестные образцы дамского рукоделия, расписные фарфоровые чашки, флаконы с едва уловимыми ароматами, просиженные старые кресла и безымянные портреты. Все эти вещи доносят до нас лишь отдаленный, почти поглощенный бегом неумолимого времени отзвук прошедшей эпохи", - пояснила Васильева.
Некоторые предметы экспозиции впервые покинули стены хранилищ и, оказавшись на выставке, "заговорили между собой" об особом стиле житья дворян: каждодневных привычках и деталях поведения, распорядке дня и обязанностях, характере труда и досуга. В целом же это множество обыденных, бытовых, но "милых сердцу" вещей представляют глубинный контекст своего времени, свидетельствуя об интеллектуальном, нравственном и духовном развитии прошлых поколений.
"На выставке со старых портретов на нас смотрят незнакомцы. К счастью, сегодня еще возможно вспомнить и узнать многих запечатленных героев. Особой притягательностью обладает детский портрет, завораживая своей непосредственностью, искренностью и чистотой. Светлый и гармоничный образ ребенка-ангела, созданный талантливым живописцем И.К. Макаровым, воплощал существовавшее отношение к миру детства как к идеальной "золотой поре" жизни", - добавила Васильева.
История в именах
На такой нравственной основе сформировались несколько поколений князей Васильчиковых, у семейных портретов которых оживают рассказы о значительных событиях отечественной истории и частной жизни семьи в родовой новгородской усадьбе Выбити.
"Поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью неизвестный мастер наделил образ привлекательной молодой женщины на "Портрете неизвестной в белом платье". Руками таких хозяек усадьбы создавались многочисленные вещицы, умело вышитые или сплетенные мельчайшим стеклянным бисером, внутреннее отверстие которого не превышало 1 мм. Особую любовь обитатели усадеб питали к миниатюрной фарфоровой пластике, интерьеры гостиных наполняли фигурки пастухов и пастушек, танцоров и садовников, изысканностью поз и нарядов не уступавшие принцам и принцессам", - пояснила Васильева.
По ее словам, рядом на консольных столиках помещали часы в стиле "второго рококо" с причудливыми лепными деталями, имитирующими искусство середины XVIII века. Дорого ценились сервизы с эффектным цветочным декором и обильным золочением, выпущенные на фарфоровом заводе братьев Корниловых. Секрет высокого качества их продукции заключался не только в талантливых мастерах-фарфористах, но и в превосходном сырье, в том числе в капсульной глине, привозимой из Новгородской губернии.
Комментарии