В Архангельске прошел первый парад деревянных катеров "Соломбалец"

Общество

44 Просмотры 0

АРХАНГЕЛЬСК, 29 июня. /ТАСС/. Первый парад катеров "Соломбалец" прошел на Северной Двине в Архангельске в честь Дня города, передает корреспондент ТАСС. В параде участвовало около 15 судов, украшенных флагами. Это как созданные по историческим чертежам катера, так и те, которые сохранились в семьях жителей города.

Колонна судов совершила водный переход от Кузнечевского моста до Красной пристани, соблюдая линейный порядок. Название "Соломбалец" связано с островом Соломбала, где была построена первая в стране судоверфь во времена Петра первого, исторически это традиционный кораблестроительный район Архангельска. Соломбальские катера - последний образец массового деревянного судостроения на Севере.

"Первоначально такие лодки появились в Архангельске в 1950-е годы как творчество местных умельцев

Катер - вещь для соломбальских мореходов необходимая. И на Сухое море, Мудьюг или Кумбыш на рыбалку можно сходить, и за ягодами или грибами на острова. Он быстрый, вместительный, комфортный с вельботной или транцевой кормой. "Шили" такие катера соломбальские мастера прямо во дворах, благо навыки традиционных судостроительных ремесел еще жили в народе. Постепенно катера стали настолько популярны, что уже невозможно было представить архангельский пейзаж без его знакомого профиля", - рассказал ТАСС директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

История "Соломбальцев"

Расцвет соломбальских катеров пришелся на 1960-1970-е годы, еще в конце 1950-х годов серия была запущена Соломбальской судостроительной верфью. Конструкторское бюро верфи разработало проект ПКС - прогулочный катер "Соломбалец", чаще всего на нем устанавливался дизельный двигатель. Длина лодки была 6,22 м, ширина - 1,65 м, обшивку делали из сосновых досок, шпангоуты - из дуба, рубку - из фанеры. Скорость катера - около 15 км/ч, он мог перевозить до шести-восьми пассажиров.

Однако заводские катера оказались слишком дороги для местного населения и их продолжили делать кустарным способом. Каждый хозяин привносил в конструкцию свои элементы, такие катера тоже считались "Соломбальцами". К 2000-м годам деревянные соломбальские катера стали экзотикой, их вытеснили пластиковые и металлические.

Новый интерес к соломбальским катерам в Архангельске появился после того, как историко-культурный проект по возрождению народного деревянного катера "Соломбалец" верфи "Поморский коч" стал победителем конкурса грантов губернатора Архангельской области в 2023 году. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии