АРХАНГЕЛЬСК, 29 июня. /ТАСС/. Первый парад катеров "Соломбалец" прошел на Северной Двине в Архангельске в честь Дня города, передает корреспондент ТАСС. В параде участвовало около 15 судов, украшенных флагами. Это как созданные по историческим чертежам катера, так и те, которые сохранились в семьях жителей города.
Колонна судов совершила водный переход от Кузнечевского моста до Красной пристани, соблюдая линейный порядок. Название "Соломбалец" связано с островом Соломбала, где была построена первая в стране судоверфь во времена Петра первого, исторически это традиционный кораблестроительный район Архангельска. Соломбальские катера - последний образец массового деревянного судостроения на Севере.
"Первоначально такие лодки появились в Архангельске в 1950-е годы как творчество местных умельцев
История "Соломбальцев"
Расцвет соломбальских катеров пришелся на 1960-1970-е годы, еще в конце 1950-х годов серия была запущена Соломбальской судостроительной верфью. Конструкторское бюро верфи разработало проект ПКС - прогулочный катер "Соломбалец", чаще всего на нем устанавливался дизельный двигатель. Длина лодки была 6,22 м, ширина - 1,65 м, обшивку делали из сосновых досок, шпангоуты - из дуба, рубку - из фанеры. Скорость катера - около 15 км/ч, он мог перевозить до шести-восьми пассажиров.
Однако заводские катера оказались слишком дороги для местного населения и их продолжили делать кустарным способом. Каждый хозяин привносил в конструкцию свои элементы, такие катера тоже считались "Соломбальцами". К 2000-м годам деревянные соломбальские катера стали экзотикой, их вытеснили пластиковые и металлические.
Новый интерес к соломбальским катерам в Архангельске появился после того, как историко-культурный проект по возрождению народного деревянного катера "Соломбалец" верфи "Поморский коч" стал победителем конкурса грантов губернатора Архангельской области в 2023 году.
Комментарии