АРХАНГЕЛЬСК, 26 мая. /ТАСС/. Концерт, на котором были представлены различные стили древнерусской музыки, состоялся в Интеллектуальном центре Северного Арктического федерального университета, произведения были найдены в рукописях XVII-XVIII веков, передает корреспондент ТАСС.
"Проект был создан для того, чтобы воссоздать кусочек, частичку этого культурного кода. Дело в том, что та музыка, которую мы представляем, она практически нигде не представлена в стране. Ее не было до буквально недавнего времени. Потому что она была потеряна, - рассказал ТАСС исполнительный директор АНО "Центр инициатив - Культурный мост" Николай Огарков. - В 1917 году, после Октябрьского переворота, <...> благодаря тому, что она была связана с церковью, ее отправили в запасники".
Средневековая певческая традиция охватывает период от Крещения Руси до примерно петровских времен
"Это пение по крюкам, пение по аутентичной нотации. И ансамбль владеет разными системами нотации. Это и знаменная нотация, и казанское знамя, и киевская квадратная нота. И, конечно же, когда музыкант берет в руки знаменный распев, записанный пятилинейной нотацией, и знаменный распев, записанный крюковой нотацией, и исполняет подряд одно и другое песнопение, сразу же слышно разницу. Потому что нотация чутко отражает природу распева, его артикуляцию, его интонационные особенности. Нотация подчеркивает смысл слова", - пояснила ТАСС заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова.
Об исследованиях древнерусского пения
Программа составлена так, чтобы показать ключевые события истории России, которые повлияли в том числе на развитие культуры. В Архангельске представили всю палитру певческих стилей Древней Руси, начиная от одноголосных распевов до раннего русского многоголосия. "И также звучат партесные концерты, то есть произведения, созданные под влиянием западноевропейской культуры, которая пришла в Московское царство из земель Киевской митрополии, из Киева, из Вильно", - добавила собеседница агентства.
В Архангельске исполнили распевы из Соловецких рукописей, например, песнопения в честь Зосимы и Савватия Соловецких, основателей Соловецкого монастыря. Также были выбраны песнопения из северных рукописей, которые хранятся в различных собраниях в Санкт-Петербурге. Они были собраны, в частности, в ходе археографических экспедиций в населенных пунктах по рекам Пинега, Мезень, Онега.
Как рассказала Смирнова, представлению древнерусского песнопения на сцене предшествует долгий этап научной работы. Специалисты работают с рукописями, при этом артефакты нужно обязательно датировать и уточнять, где документ был создан, из какого он монастыря, поскольку от этого зависит, как трактовать знаки. "В каждом певческом центре были свои мастера и, соответственно, свои нюансы традиций", - уточнила она. Например, в Архангельской земле существовала усольская певческая школа с центром Сольвычегодске. Ее основателем в XVI веке был распевщик Стефан Голыш, ученик новгородского мастера знаменного пения Саввы Рогова.
27 мая в Архангельске пройдет мастер-класс по чтению знаменной нотации "Певческое наследие северных монастырей", его проведет доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории Татьяна Швец.
Проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Комментарии