В Архангельске представили 80 старинных северных полотенец

Общество

85 Просмотры 0

АРХАНГЕЛЬСК, 8 марта. /ТАСС/. Выставка "Полотенце. История длиной в жизнь" открылась в Центральной башне Архангельского гостиного двора, передает корреспондент ТАСС. В экспозиции представлено 80 старинных северных полотенец из собрания Архангельского краеведческого музея как вышитых и тканых, так и печатных из Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, среди них многие показаны впервые.

"Полотенце сопровождает человека всю жизнь, и раньше это было более явно, чем сейчас: от рождения до самой смерти. Помимо бытовых утилитарных полотенец, которыми вытирали руки, были обрядовые полотенца, красивые, украшенные богатой вышивкой, очень длинные, которыми, конечно же, руки не вытирали. Они служили такими спутниками человека во всех его лиминальных, как сейчас модно говорить, переходных состояниях, когда человек рождается, умирает, меняет статус", - пояснила ТАСС куратор выставки Анна Злотко.

Дизайн выставки повторяет полотенце - витрины огибают центральный столб башни, и даже в их "потолочной" части представлены экспонаты: на просвет можно рассмотреть детали вышивки

Самое длинное полотенце длиной 3,76 м, шириной 35 см. Его создали в 1887 году в Шенкурском уезде. По данным исследователей, длина ритуального полотенца могла достигать 10-12 м.

Изображения на полотенцах из разных частей севера России могут существенно различаться: на них вышивали и ткали фигурки человека, геометрические и растительные орнаменты самых разных форм и различных животных, в том числе нехарактерных для этой местности. Один из самых распространенных образов - птица-пава. На рукобитных полотенцах издавна вышивали крупное стилизованное изображение павы в окружении малых фигурок птиц - символ животворящих сил природы и продолжения рода.

"Рукобитное полотенце создавали, когда две семьи ударяли по рукам в знак согласия, что их дети женятся, - объяснила собеседница агентства. - Еще были маленькие полотенца, которые назвали "ширинки", тоже богато украшенные. Это "дарные" полотенца, невеста должна была подготовить как минимум 40 полотенец, чтобы каждого члена семьи, в которую она приходит, она могла одарить".

Сюжеты на полотенцах

Жемчужина коллекции - приданое трех поколений вышивальщиц Сазоновых-Клепининых из Шенкурского уезда Архангельской губернии. Из 37 предметов треть составляют обрядовые полотенца с архаичными сюжетами. Среди них два очень редких головных полотенца, они были частью венчального наряда невесты.

Одним значимых памятников музейного собрания является каргопольский свадебный "утиральник" конца XIX века с вышитыми стилизованными изображениями двуглавого орла. Он принадлежал Серафиме Власовой из села Ошевенск Каргопольского района. Каргопольские полотенца отличаются от других своими растительными орнаментами, а также яркостью: кроме традиционных белых и красных цветов, здесь присутствуют зеленый, желтый и синий.

Что касается двуглавого орла, то его изображение было распространено в вышивке первой половины ХІХ века. В Поморье этот узор назывался "кабацкой орел", что может указывать на ассоциацию с изображением герба на царских кабаках в XVII веке.

Дополняют выставку работы художницы из Санкт-Петербурга Маши Ивановой. Она создала из дерева некоторых персонажей, характерных для северных полотенец, среди них дерево жизни, уточка и "лёв звирь", которого в музее уже прозвали Барсиком.

Выставка будет работать год. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии