Редакция сайта ТАСС
Фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" вышел в 1984 году и расколол общество. Критики называли картину пошлой, игру Ларисы Гузеевой "беспомощной", зато зрители были в восторге — читатели "Советского экрана" признали "Жестокий романс" лучшим фильмом года. "Что это было и чья победа" — рассудило время: лента стала классикой, а песни из нее до сих пор украшают многие концерты. Вспоминаем, как создавалась культовая картина и какие интересные случаи происходили на съемках.
У истоков "Жестокого романса"
Эльдар Рязанов был одним из самых продуктивных советских режиссеров — на его счету 35 фильмов. Выходили они с завидной регулярностью: в мемуарах "Неподведенные итоги" Рязанов писал, что не любил длинных пауз в силу своего "непоседливого характера". Выпустив один фильм, он сразу же переходил к работе над следующим, но после премьеры "Вокзала для двоих" в 1982-м режиссер столкнулся со сложностями. Он хотел экранизировать "Мастера и Маргариту", но чиновники ему не разрешили. Отклонили они и несколько других его идей, в том числе сценарий фильма "Дорогая Елена Сергеевна" (который он все же снял в 1988-м).
В том же 1982-м умер Брежнев, никто не знал, какой будет политика Андропова, но "стало ясно, что какое-то количество времени ничто острое, смелое, критическое на экран не прорвется", — вспоминал Рязанов в своей книге
"Бесприданницей" картину не стали называть потому, что в СССР такая уже была — ее снял Яков Протазанов в 1936 году. "Жестокий романс", по мнению Рязанова, отражал характер его ленты. Композитор Александр Петров написал много мелодий, песен и романсов, которые вплетались в сюжетную канву. "Весь фильм действительно зазвучал как один большой романс. В музыке слышны и страстность, и нежность, и горечь, и тревога, и страдание", — писал Рязанов. Кроме того, в конце XIX века "жестокий романс" переживал расцвет — к этому жанру относили песни о страстной любви, измене и драматическом исходе событий. В тот же период разворачивается и действие "Бесприданницы".
Лариса Огудалова в рваных джинсах
Эльдар Рязанов в
автобиографии вспоминал, что еще в процессе чтения определился с
исполнителями главных мужских ролей. Он решил, что Паратова должен
играть Никита Михалков, а Карандышева — Андрей Мягков, и получил
предварительное согласие актеров. Правда, накануне съемок Михалков
отказался — в тот момент он готовился снимать "Очи черные" с
Марчелло Мастроянни в главной роли. Александр Панкратов-Черный в
интервью "Комсомольской правде"
Читайте также
Софи Лорен в Южном Тушине и Мастроянни в Тропареве: как в СССР снимали фильм "Подсолнухи"

Сложнее обстояли дела с
подбором актрисы на главную женскую роль — Ларисы Огудаловой. В
передаче "Центральное телевидение" ассистент режиссера Евгений
Цымбал
"Не все в ней, конечно,
устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на
роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые ее
будут окружать во время съемок", — писал Рязанов в мемуарах.
Сомнения его были небезосновательны, в юности Гузеева была
бунтаркой: перед поступлением в театральный побрилась налысо,
занятия в институте прогуливала и предпочитала им посиделки в кафе
"Сайгон", где собирались все герои ленинградского андеграунда. На
передаче "Рожденные в СССР" она
Внешность героини должна была быть такова, чтобы с первого взгляда было понятно, почему вокруг девушки кружатся, словно вороны, мужчины. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то, я бы сказал, экзотичность, которая не могла помешать в этой роли
В
Правда, озвучивала героиню другая актриса — Анна Каменкова, а романсы Ларисы пела Валентина Пономарева.
Волжские пейзажи
По сюжету пьесы Лариса выросла на берегу Волги, и Эльдар Рязанов посчитал необходимым проводить съемки в городе, стоящем на этой реке. В кадрах, открывающих фильм, можно увидеть набережную Ярославля. Однако большую часть материала отсняли в Костроме — на старинных улицах города, у причала, возле исторических торговых рядов.
Одна из основных локаций картины — судно "Ласточка", роль которого исполнил дореволюционный речной пароход "Спартак". "Настоящность" парохода (он был построен в начале века и нами только чуть поддекорирован), подлинность его фактур, эстетичность форм корабля и то, что судно было не бутафорским, а могло еще и двигаться по Волге, придавали действию ощущение всамделишности, окончательно отрывало сюжет от театральной условности", — вспоминал Рязанов в книге "Неподведенные итоги".
Комбинировали волжские съемки с московскими. Например, двор Огудаловых воссоздали в Костроме, но вот фасад дома снимали в столице — в усадьбе Льва Толстого в Хамовниках, а интерьеры — в павильоне "Мосфильма". Домом Карандышева стал небольшой особняк в Мансуровском переулке, который также считают предполагаемым домом Мастера из романа Михаила Булгакова.
"Кто был охотник? Кто — добыча?"
Одна из сцен с участием Андрея Мягкова чуть не закончилась трагедией. В ней по сюжету его герой Карандышев нанимает лодку и отправляется на "Ласточку" за Ларисой. По задумке режиссера для красоты кадра мимо должен был проплывать колесный буксир "Самара". Однако постановщики и капитан что-то не рассчитали: судно подошло слишком близко, и водоворот, образовавшийся вокруг лопастей, стал затягивать лодку с Мягковым под "Самару". Буксир остановили, но по инерции лопасти еще продолжали вращаться. "Наконец, через несколько секунд (минут, часов?) всплыли на поверхность раздробленные доски — то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб", — вспоминал Рязанов в мемуарах. Вся съемочная группа замерла в ужасе. Однако спустя некоторое время Мягков выплыл и направился к берегу — весь испуганный, дрожащий от холода, потерявший парик, но, главное, живой. Этот день — 20 сентября 1983 года — съемочная группа отметила как его второй день рождения.
Никита Михалков,
проникнувшись духом персонажа, устраивал на площадке застолья и
даже охотился в костромских лесах. Однажды кинематографистам сильно
задержали зарплату — денег не хватало даже на еду, и
Михалков
По словам Рязанова, "на полную катушку" в свой образ вошла и Лариса Гузеева — сыграла "не жалея нервных клеток, слез, чувств". "Она, конечно, вкладывала в роль свои личные горести, несчастья, которые ей довелось испытать, несмотря на молодость. Все трагические сцены, которые она, с моей точки зрения, сыграла с высочайшим накалом, — это не результат актерского умения, не итог мастерства, а ее личная, горестная исповедь", — писал режиссер.
Сама же Гузеева в
многочисленных интервью признавалась, что съемки дались ей нелегко.
"Были сцены, когда я вдруг тупела, смотрела в пол как баран и не
могла сдвинуться, пока Никита, мудрый, не отвел меня в сторонку и
на пальцах мне объяснил про систему Станиславского, про камеры, про
крупный план", —
Дарья Шаталова
Комментарии