"Слава" Богомолова и "Гроза" Могучего: что посмотреть во время московских гастролей БДТ

Театр

704 Просмотры 0

Национальная премия и фестиваль "Золотая маска" в этом году открывается гастролями Петербургского Большого драматического театра им. Товстоногова. Для москвичей это хороший шанс увидеть самые разные спектакли — в афише есть и классика (например, "Гроза"), и новые пьесы (например, "Пьяные" Ивана Вырыпаева — одного из самых востребованных отечественных драматургов). Также будет представлена новая работа Константина Богомолова "Слава", постановка по мотивам "Алисы в Стране чудес" с Алисой Фрейндлих в главной роли и спектакль о событиях революции 1905 года "Губернатор" со сценой-трансформером. Художественный руководитель театра Андрей Могучий считает, что именно эти пять спектаклей "отражают сегодняшний день БДТ".

Художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова Андрей Могучий Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Описание

Художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова Андрей Могучий

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

"Гроза"

19 января на сцене МХТ имени А.П

Чехова

Удивительно, но за такой, казалось бы, хрестоматийный, традиционный для театра текст за свою столетнюю историю БДТ впервые взялся только в 2016 году. Темное русское царство тут помещается в пространство палехской шкатулки. При создании занавесов спектакля использовались мотивы лаковых миниатюр, и самый главный из них (тот, которым закрыта сцена до начала спектакля) носит название "Житие Катерины".

Режиссер Андрей Могучий неоднократно говорил, что для него главное это сам первоисточник. Ему хотелось вернуться к архаичному традиционному исполнительскому театру, который существовал еще до системы Станиславского. Поэтому он будто выворачивает текст наизнанку — актеры тут если не поют его, то проговаривают нараспев. Специально для этого на роль Бориса даже пригласили солиста Михайловского театра Александра Кузнецова, а музыкальное оформление написал композитор Александр Маноцков.

' YouTube / bdtspb'

В свете сверкающих молний можно рассмотреть фигуры животных с красными глазами, очертания деревьев и еще десятки других декораций, придуманных художником спектакля Верой Мартынов. В остальное время — все скрыто кромешной тьмой. А костюмы, хотя их крой и похож на традиционный, — у всех черные. Среди этого мрака одиноким алым "светится" Катерина.

"Пьяные"

20 января на сцене МХТ имени А.П. Чехова

Главные герои одноименной пьесы драматурга Ивана Вырыпаева — сытые, холеные буржуа (банкиры, директора и их супруги) и юные, только заявившие о себе "сливки общества" (модель, ее подруга или просто "красивая молодая девушка"). Единственное, что их объединяет, — поиск счастья, искренней любви. И вот, почти достигнув соответствующей кондиции, совсем как у обычных людей, у них начинаются разговоры "за жизнь". И все почему-то обращаются к Богу и твердят об истине и вечных вопросах. Вероятно, что Могучего в этом тексте как раз и привлекла жизненность обстоятельств. Даже состоятельным представителям общества порой хочется таким нехитрым способом уйти из своего мира псевдореальности, где все время приходится притворяться кем-то другим. А чтобы актерам было легче играть алкогольное опьянение, художник-постановщик Александр Шишкин наклоняет пространство сцены, на котором из без того с трудом (потому что должны играть пьяных) стоят исполнители.

Эту пьесу Вырыпаева уже ставил режиссер Марат Гацалов и композитор Сергей Невский в Перми. Там создатели спектакля окончательно лишили героев земли под ногами, расположив их на поворотных кругах на сцене. А в МХТ им. Чехова этот текст ставил Виктор Рыжаков. Могучий в своей постановке говорит о любви (причем не всегда о земной), а опьянение у него является чем-то метафорическим. Ведь потерять голову и связь с реальностью можно не только из-за алкоголя.

"Губернатор"

22 января на сцене МХТ имени А.П. Чехова

Премьера этого спектакля состоялась накануне 100-летия Октябрьской революции. Ужас, охвативший страну после Кровавого воскресенья 1905 года, нашел отражение в рассказе Леонида Андреева, который и лег в основу постановки. В центре сюжета — градоначальник, который принял решение стрелять в толпу бастующих рабочих.

Александр Шишкин (тут он тоже выступает художником-постановщиком) строит сцену-трансформер: стены двигаются прямо во время действия, иногда даже шатаются, трясутся, то сжимая, то расширяя пространство. Этого и требовала режиссерская задумка Могучего: все, что мы видим на сцене, — воспоминания, мысли главного героя, которого преследуют кошмары, угрызения совести, а какие-то страшные вещи даже повторяются несколько раз, еще сильнее толкая его в пучину абсурда и ужаса.

После премьеры театр выпустил четыре коротких ролика об этом спектакле. Вот в этом, например, один из двух ангелов пьесы облачается в железные латы и рассказывает о своей роли.

' YouTube / bdtspb'

"Слава"

24 и 25 января на сцене Малого театра

Эту пьесу Виктора Гусева режиссер Константин Богомолов мечтал поставить еще со студенческих времен и сделал это осенью 2018 года. На первый взгляд сюжет тут прост: два молодых инженера борются за право спасать гидростанцию от лавины. Точнее, борется один, другой же проводит время со своей возлюбленной и никакие подвиги совершать не собирается. Помня о законе подлости, несложно догадаться, кого отправят подрывать лавину (по факту — на смерть): мечтающего о своем имени в истории Маяка или грезящего о простом семейном счастье Мотылькова? 

Эта пьеса написана в стихах, где очень много высокопарного текста сталинского времени. По мнению режиссера, весь этот излишний пафос появляется не случайно — так автор выступает против пафоса как такового. Для Богомолова же самое главное — простая человеческая история, где главное — сама слава как понятие, явление и как люди взаимодействуют с ней. А еще, рассказывает Богомолов, ему было крайне интересно наблюдать за тем, как на этот спектакль будет реагировать публика, которая придет в большой знаменитый театр: засмеются ли они, зарыдают ли?

"Алиса"

28 и 29 января в пространстве Music Media Dome

Это первый спектакль Андрея Могучего на посту художественного руководителя БДТ. Создан он по мотивам произведений английского писателя Льюиса Кэрролла, а в главной роли — Алиса Фрейндлих, которая от всех проводимых критиками параллелей со своим персонажем отказывается.

У этого спектакля необычное пространство: мало того что режиссер разворачивает зал на 180 градусов (пока зрители располагаются на сцене, актеры играют в партере, в ложах, на балконе и выходят из дверей фойе), так еще и все задрапировано белыми простынями. А во втором акте актеры окажутся буквально на расстоянии вытянутой руки от публики: по задумке, так нереальные персонажи становятся ближе к действительности и в них легче узнать самих себя.

' YouTube / bdtspb'

От кэрролловской "Алисы" в спектакле остались только герои и атмосфера (но далеко не сказочная). Главная героиня тут не ребенок, который случайно попадает в волшебную страну. Алиса — одинокая женщина. Как и все взрослые, которые ее окружают, она утратила то, что той маленькой девочке позволило быть хозяйкой Страны чудес: искренность, доброту, честность. Путешествуя в собственном лабиринте памяти, героиня пытается найти потерянное счастье.

Интересно, что в этом году среди номинантов премии есть другая "Алиса" — Максима Диденко, который, как и Могучий, зрителям пытается доказать: сказка эта совсем не для детей.

Кадрия Садыкова

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии