Фото: Catherine Falls Commercial / Getty Images
В 2025 году россиян захлестнул новый ожесточенный спор — практически во всех популярных соцсетях можно наткнуться на вопросы о том, кого нужно спасать в экстремальной ситуации: своего питомца или чужого ребенка. Такие посты неизменно набирают сотни и тысячи комментариев, в которых сторонники разных точек зрения с упоением, а иногда и с агрессией, ссорятся с оппонентами. «Лента.ру» вместе с психологами разбиралась, что говорит о человеке его выбор в такой ситуации и существует ли вообще правильный ответ на этот вопрос.
«Сначала свое, потом чужое»
Дискуссия о том, кого нужно спасать при пожаре, началась после того, как по соцсетям разошелся вопрос: если из горящего дома вы можете спасти только одного — чужого ребенка или своего питомца, кого вы выберете? Он моментально разделил пользователей на два непримиримых лагеря, причем сторонники каждого из них считали разумным только свой ответ и упрекали оппонентов то в лицемерии, то в глупости.
«Сначала моя собака, потом чужой ребенок. Все просто. Сначала мое, потом чужое», — объясняли одни. Другие заявляли, что при любых обстоятельствах ценность человеческой жизни выше и даже сомнения в этом аморальны
В итоге в разных соцсетях появились сотни постов с этим вопросом, а некоторые блогеры даже начали задавать его людям на улице. Каждый раз в комментариях разгорался ожесточенный спор из сотен и даже тысяч сообщений
Медицинский психолог, психотерапевт в разговоре с «Лентой.ру» отметила, что интерес к этой теме абсолютно закономерен, так как вопрос затрагивает самые болевые точки личности. «Его формулировка заставляет почувствовать себя "плохим" независимо от сделанного выбора. Мы начинаем испытывать стыд и боимся осуждения за наш гипотетический поступок», — объяснила психотерапевт.

Фото: Zhenny-zhenny / Shutterstock / Fotodom
Она добавила, что любой ответ на этот вопрос в глазах окружающих становится поводом для того, чтобы вынести вердикт и признать человека либо однозначно хорошим, либо однозначно плохим. Именно из-за этого люди и начинают ожесточенно спорить, отстаивать свою точку зрения и обвинять других.
Сторонники спасения ребенка видят в оппонентах бездушных эгоистов, а те, кто выбрал питомца, в противниках — ханжей, не признающих силу личной привязанности
Что о человеке говорит его выбор?
Туркова подчеркнула, что выбор, сделанный во время спора в интернете, и реальное поведение человека в экстремальной ситуации — это две абсолютно разные вещи. Поэтому она призвала не относиться к дискуссии слишком серьезно и не судить о человеке только лишь по его ответу на вопрос. Тем не менее кое-какие верные выводы сделать можно.
По словам психолога, когда человек отвечает на этот вопрос, у него возникает сильный внутренний конфликт между эмоциональной и абстрактной привязанностью
«Для многих питомец — не просто животное. Он член семьи, иногда единственный источник безусловной поддержки, существо, с которым связаны годы любви, заботы и ежедневной эмоциональной близости. Эта связь конкретна, осязаема и наполнена сильными чувствами», — отметила психолог. Она добавила, что в то же время чужой ребенок для этих людей является абстрактной фигурой, к которой нет сильной эмоциональной привязанности.
Как объяснила Туркова, люди знают, что с точки зрения морали и социума должны спасти человеческую жизнь, но эмоционально им ближе любимое животное. «Для некоторых выбор в пользу питомца — это не выбор против ребенка, а выбор за своего любимого члена семьи и против незнакомого человека», — предположила психотерапевт.

Фото: Dean Drobot / Shutterstock / Fotodom
Психолог добавила, что некоторые люди выбирают питомца из-за подсознательного бунта против давления социума. По словам Турковой, в этом случае люди понимают, что обязаны выбрать ребенка, иначе их осудят, а потому неосознанно восстают против навязанного выбора.
А клинический психолог отметила, что ответ на вопрос связан с тем, какие ценности более важны для человека: индивидуальные или общественные. «В индивидуалистической культуре человеку крайне важен его социальный атом: дети, близкие, питомцы, коллекции со значками, марками, открытками. Все это составляет суть личности человека. Естественно, что он бросится это спасать», — объяснила психолог.
В качестве примера такого человека она привела актера , который попросил похоронить его рядом со своей собакой. По мнению Макаровой, такие люди часто говорят, что животные им важнее людей, потому что они являются верными и дают эмоциональный ресурс, который сложно получить от окружающих. Такая логика близка людям, живущим в странах Запада, и России, особенно в ее центральной части, уточнила специалистка.
Приоритет спасения чужого ребенка ближе к восточным культурам, где преобладает коллективистский тип мышления. Там главными приоритетами всегда будут человечество, род и семья
По словам психолога, люди с коллективистским типом мышления сильнее чувствуют стыд и вину, чаще беспокоятся о том, что подумают окружающие, если узнают об их поступке, а также осуждают себя за неправильные решения. Как считает Макарова, в их случае выбор в пользу ребенка может быть сделан даже не потому, что человек очень любит чужих детей и не любит своих животных, а потому, что он вынужден так поступить из страха перед тяжелыми эмоциями в будущем.
Как мозг выбирает выжившего
Дилемме о выборе между жизнью собаки и ребенка на самом деле уже много лет, а появилась она задолго до социальных сетей. Этот вопрос обычно задавали приверженцам радикального движения анималистов, которые выступают за равенство прав людей и животных. Сторонники этой идеи считают, что животные сегодня стали рабами, фермы — концлагерями, а всех, кто ест мясо, они называют нацистами и расистами.
К примеру, после терактов 11 сентября в США одна из таких активисток Карен Дэвис возмутилась тем, что по погибшим был объявлен траур, а смерть 30 миллионов кур в этот же день никто не заметил
Однако даже среди убежденных анималистов нет единого мнения по поводу того, кого же нужно спасать при пожаре. Например, философ и активист Стив Бест естественным выбирать своего питомца, а не незнакомого ребенка. А его соратник все же отдавал предпочтение человеческой жизни, но лишь потому, что люди умнее и у них сильнее развито самосознание.
Этическая загадка заинтересовала и ученых. В 2021 году психологи из Йельского университета в США исследование, во время которого пришли к шокирующему выводу. Оказалось, что дети в четыре раза чаще были готовы пожертвовать жизнью человека, а не собаки, особенно если им предлагали спасти несколько собак вместо одного незнакомца.

Фото: DDaria Fox / Shutterstock / Fotodom
Психолог Хэл Херцог , что это объясняется детским восприятием и типом мышления. По словам эксперта, у детей мозг развит не до конца, а абстрактное мышление, которое регулирует мораль и этику, формируется только к 12 годам.
Однако взрослые, у которых мозг развит полностью, тоже нередко жертвовали людьми ради собак. Херцог полагает, что в этом случае причина заключалась не в особенностях развития мозга. Он пояснил: другое исследование установило, что, когда людям давали время подумать, они чаще спасали человеческие жизни. Если же решение нужно было принять моментально, то они чаще выбирали животных.
в экстремальной ситуации будут спасать жизнь своей собаки, а не случайного человека
Психолог Джесси Марчик , что в таких ситуациях человек делает выбор не задумываясь и ошибочно принимает питомца за собственного ребенка. Психолог полагает, что это вполне логичное искажение, так как у мозга нет специальной системы, предназначенной для ухода за животными, зато есть механизм заботы о младенцах. Он-то и включается, когда человек постоянно оберегает кошку, собаку или другого домашнего зверя.
Глядя на своих любимцев, люди ощущают те же эмоции, что и при и взгляде на младенца. Даже не отдавая себе отчета, они переходят на детский язык и ведут себя, как с маленьким ребенком
Психолог добавил, что, несмотря на это искажение, в норме мозг все же хорошо видит разницу между собственным потомством и четвероногим подопечным.
Кого спасут психологи?
Если представить, что гипотетическая ситуация с пожаром стала реальной, то верным вариантом Екатерина Макарова считает спасение чужого ребенка. При этом психолог подчеркнула, что не имеет значения, чем будет руководствоваться человек: гуманизмом, чувством вины, давлением социума или желанием заслужить общественное одобрение.
«Какими бы ни были мотивы, важно то, что в конечном итоге было принято решение в пользу человеческой жизни. Это душераздирающий и тяжелый выбор, но в данной ситуации наделять животное чертами человека неэтично», — считает психолог.

Фото: Dean Drobot / Shutterstock / Fotodom
По ее мнению, уравнивание животного и человека — это извращение естественного замысла существования. «Человек для своего выживания нуждается в социуме, во взаимопомощи, в социальных пособиях, в помощи в период старческой немощи, а животные в естественной среде умирают своей смертью, становясь частью пищевой цепи. Вмешиваясь в этот процесс, мы не возвышаем животное, а унижаем человека, ставя его на один уровень с животным и тем самым совершая преступление против других людей», — заявила Макарова.
Ирина Туркова считает, что дискуссию о выборе между ребенком и собакой и реальную ситуацию сравнивать нельзя. По ее мнению, участники споров на самом деле не обсуждают, чья жизнь более или менее ценна, а рассказывают об эмоциональных переживаниях, которые испытывают жители современных городов. По ее мнению, отвечая на вопрос, люди делятся своим мнением о любви, привязанности, чувстве долга, доверии к другим и значении близких эмоциональных связей.
Гораздо продуктивнее воспринимать эти дискуссии не как битву «хороших» против «плохих», а как возможность понять другую точку зрения и увидеть всю сложность человеческой психики, где рациональное далеко не всегда главенствует над эмоциональным
К тому же, заявила Туркова,
если в реальности ситуация с пожаром и произойдет, то действия
человека будут непредсказуемы. «Важно помнить, что сама жизнь в
критический момент может отключить внутренние дебаты и привести к
единственно верному для данной ситуации решению», — заключила
она.
Комментарии