Ректоры российских вузов оценили указ Трампа о ликвидации министерства образования США
В четверг президент США Дональд Трамп упразднил министерство образования США. Месяцем раньше там было проведено 50-процентное сокращение штата сотрудников. Теперь, возможно, бразды правления образованием будут переданы в субъекты США – в администрации штатов. Два ректора новых российских вузов рассказали, чем отличаются функции Минобра в США и России.

Президент США Дональд Трамп подписал указ, по которому в Соединенных Штатах начнется процедура упразднения министерства образования. Министру образования Линде МакМахон предписано «принять все необходимые меры для содействия закрытию министерства образования».
Однако президент США не может ликвидировать федеральные министерства. Это право есть только у Конгресса. Для полного упразднения американского минобра требуется 60 голосов согласных с этим в сенате
«МК» попросил ректоров новых российских вузов ответить на два вопроса.
Чем отличаются функции Министерства образования США и Минобрнауки РФ?
Ректор Российского нового университета, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Владимир Зернов:
– Российская и американская системы отличаются очень сильно. Когда проводился Зальцбурский глобальный семинар по образованию, там регулярно участвовали министры образования и науки и России, и США. Так получилось, что Геннадий Ягодин, последний министр образования СССР, благодаря своему высочайшему интеллекту подружился с руководителем Комитета по образованию и труду США. Мы с ней тоже немного подружились, потому что вместе с бывшим заместителем министра науки, высшей школы и технической политики и первым заместителем министра образования Василием Жураковским бегали по утрам в соседнем парке, а она там прогуливалась.
Она заметила, что мы подтягиваемся, причем мой визави больше, чем я, и спросила: почему? Я ответил: «Так и должно быть: Василий Максимилианович – фактически руководитель министерства, а я – простой профессор. Россия – такая страна, где не подтянешься сколько положено – и профессора не дадут, и министром не станешь». Сказал, конечно, в шутку, но она покрутила пальцем у виска: «Crazy country» (страна сумасшедших).
Когда я был в США, нам рассказывали, что у них в системе министерств работало намного меньше людей, чем у нас, однако сама система выстроена иначе. Мы, во многом, заимствовали их систему аккредитации.
В США аккредитацию дают общественные агентства. Министерства только регулируют их работу: по факту «аккредитуют аккредитаторов», и они не являются органом, распределяющим бюджет, как в России. Мировая практика показывает: чем меньше в стране у профильного министерства надзорных функций, тем более там развиты вузы. Если посмотреть в топ любого рейтинга высшего образования, можно увидеть прямую зависимость: в лидерах – вузы тех стран, на министерства которых возложен минимум контролирующих обязанностей.
В нашей стране тоже есть такой пример: Санкт-Петербургский политехнический университет. Его во времена Российской империи перевели из подчинения Минпросу в подчинение Минфину, за что мы, потомки, до сих пор благодарны: вся система отечественной науки вышла из питерского Политеха. МФТИ, кстати, долгие годы тоже не подчинялся Министерству образования: по факту, первый раз его проверили, когда вузу было более 30 лет. Инструкциям вуз не подчинялся, а кадры готовил наилучшие в мире.
О том, что роль министерства не всегда является положительной, можно долго говорить. Например, в области образовательных стандартов для разработчика искусственного интеллекта (ИИ) и биофизика – каковы они и нужны ли вообще? Мое мнение – не нужны: это тормоз в развитии.
Слишком раздутое министерство – тоже тормоз в развитии. Единственная страна, которая оценивает вузы не по рейтинговым показателям, как во всем мире, а по специально созданным критериям, которые никто не может обосновать, – это Россия.
Ректор Московского гуманитарно-экономического университета, доктор педагогических наук, профессор Любовь Демидова:
– Я работаю в образовании всю жизнь и хочу сказать, что отрасль образования особенная. В ней сочетаются две совершенно противоположные вещи. С одной стороны, принцип управляемости, централизации, а с другой стороны – творчество и свобода педагогических технологий, свобода подходов.
В нашей стране в настоящее время достигнута оптимальная гармоничная модель. Мы прекрасно помним советскую модель образования, она по праву считалась лучшей. Неслучайно же американцы по всему миру собирают ученых и тащат их к себе. Почему так происходит? Да все очень просто: они уронили свое образование. Сейчас Финляндия использует советскую систему образования. И даже в Штатах уже поговаривают, что нужно переходить на советскую систему образования, пока окончательно не угробили его. Они, наверное, находятся в каком-то поиске. У них слишком либеральные подходы привели к тому, что чиновники от министерства образования должны учитывать мнение общественных организаций, мнение родителей, которое не всегда правильное и не учитывает научных подходов к общегосударственным ценностям.
***
Стоит ли в России присмотреться к опыту США?
Владимир Зернов:
– Министерство высшего образования и науки в нашей стране нужно, однако функции у него должны быть несколько иными. Задача министерства – мотивировать конкретных исследователей на получение конкурентоспособных на мировой арене результатов, а не многочисленные мониторинги.
К чему сейчас сводится роль министерства? К распределению контрольных цифр приема. И к заполнению вот этих бесконечных мониторингов – которых около полутора сотен. В неделю мы сдаем по 3-4 мониторинга, зачем и кому это нужно – никто не знает и не понимает, а каждый новый министр обещает сократить их количество, но на деле только наращивает.
То, что министерство закрепило за собой те функции, которые не способствуют достижению Россией технологического лидерства на мировой арене, совершенно очевидно. Как это изменить – надо думать. Не так давно на одной из конференций по искусственному интеллекту нейросеть заявила, что чем больше количество чиновников в ведомстве, тем ниже темпы развития отрасли.
Также ИИ пришел к выводу, что при сохранении СССР с его темпами развития в настоящее время мы были бы первой страной в мире по объему ВВП. Давайте подискутируем и поставим задачу о сохранении или реформе функций министерства перед нашими великолепными айтишниками: что скажет искусственный интеллект, а что – естественный. Мой собственный интеллект утверждает однозначно: роль Минобрнауки избыточна, ее надо сокращать.
Любовь Демидова:
– Американцы пусть делают, как они считают нужным. Но России не надо бросаться в омут вместе с американцами. Это их страна, и им решать, как обучать и воспитывать свою молодежь. Достаточно того, что мы тридцать лет копировали чьи-то системы и в результате потеряли целое поколение.
Я считаю, что в России должно быть Министерство науки и высшего образования, а также Министерство просвещения, я бы даже сказала больше – Министерство воспитания и просвещения. Должны быть утвержденные программы обучения и программы воспитания.
У нас огромная страна, много регионов, и если каждый будет решать, как воспитывать нашу молодежь, по каким программам обучать, то мы можем прийти к тому, от чего нас старается уберечь президент, – к развалу страны.
А с точки зрения воспитания мы видим, как Болонская система просто убивала у наших детей человеческие качества, как делала из патриотов людей без гражданства и собственного лица, безграмотных, не помнящих своего родства и не знающих элементарных принципов порядочности.
И если мы вдруг ликвидируем министерство и отдадим все образование в регионы, то получим просто безграмотное население. Страна должна быть единой, и образование должно курироваться из федерального центра. Нельзя сейчас допускать такие ошибки…
Федеральный уровень власти закладывает основы государственной политики в сфере образования на всех уровнях, и особенно это касается школ. Именно школьное образование создает фундамент для получения среднего профессионального и высшего образования, создает единое образовательное пространство и практически социализирует всю нашу многонациональную страну в одну семью.
Если все наше школьное образование разбить на отдельные программы, отдельные подходы отдельных школ, муниципалитетов, субъектов, – все, страна начнет рассыпаться. Единое образовательное пространство формирует страна, и регулятором этого процесса является орган исполнительной власти.
Комментарии