В условиях пандемии, глобальных катастроф, протестов, государственных переворотов и огромного количества событий, происходящих в мире каждую секунду, человечеству приходится искать все новые возможности приспособиться к постоянным радикальным изменениям. Можем ли мы по-настоящему почувствовать себя дома на этой планете, в какой-то конкретной стране или даже в собственном теле? Работы, которые будут показаны в рамках Московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF, тем или иным образом ищут ответ на этот вопрос.
Зрителей ждут спецпоказы фильмов современных художников Цао Фэй и Мэтью Барни, коллаборация с японским фестивалем Image Forum, секция "Сколько длится настоящее" о ключевых проблемах XXI века, ретроспектива экспериментатора Натаниэла Дорски, а также российские и международные экспериментальные короткометражки. Никто не знает фестиваль лучше, чем его кураторы, поэтому мы попросили Риту Соколовскую, Дмитрия Фролова и Кирилла Роженцова рассказать о программе MIEFF и ее самых запоминающихся фильмах.
Международный конкурс
Рита Соколовская: "Международный конкурс фестиваля претерпел в
этом году большие изменения. Если раньше это была просто подборка
лучших экспериментальных фильмов со всего света, то теперь мы
решили отказаться от этой стратегии в пользу тематической
программы. Теперь здесь могут соседствовать как любительские
фильмы, так и работы признанных мировых художников — мы
открываем наш конкурс новым методикам, решениями и людям. В
программе шесть блоков, каждый из которых носит свое название, но
при этом по-своему отражает тему фестиваля. Для меня очень важен
блок
Дмитрий Фролов выделил фильм earthearthearth из
программы
Российский конкурс
Рита Соколовская: "В этом году в российском конкурсе
участвуют 14 картин. В выборе фильмов мне было важно соблюсти
баланс между молодыми авторами, которые только начинают заниматься
движущимся изображением, и художниками, кто уже давно этим увлечен
и успел добиться каких-то результатов. Например, Михаил Басов
— взрослый и известный художник. Его
А "
"Сколько длится настоящее"
По словам Дмитрия Фролова, картины из этой программы посвящены
важным проблемам современности — экологической обстановке,
капитализму, вопросам взаимодействия человека и вируса: "Но если мы
обратимся к истории XX века, как это делает Михаэль Буш в фильме
"
Только почему-то многие из них так и остались висеть дамокловым мечом над человечеством, а продуктивные попытки их решения были заброшены. Возможно, если мы обратимся к ним заново, то сможем по-новому взглянуть на мир, в котором живем сегодня? Показы фильмов будут сопровождаться короткими сообщениями от философов и исследователей, а перед заключительным сеансом программы мы встретимся с ними и зрителями на публичной дискуссии, чтобы вместе обсудить, "сколько длится настоящее".
Close-up: Натаниэль Дорски
Дмитрий Фролов: "Уже третий год подряд на MIEFF мы показываем фильмы американских авангардистов на пленке. Я сам давно мечтал увидеть работы Натаниэля Дорски, которые не подлежат оцифровке и существуют в считаных экземплярах как подлинники произведений искусства. Дорски называет свой метод "кино таинства".
По его словам, искусство способно не только воздействовать на сознание и чувства зрителей, но и влиять на их физическое здоровье, улучшая или ухудшая его. Мне кажется, фильмы Дорски — это выразительный пример исцеляющего кино. Сегодня, как мы знаем, болезни занимают большое место в нашей жизни, и у меня есть личное убеждение, что при просмотре этих фильмов может произойти какое-то алхимическое таинство. Я верю в особые свойства картин Дорски, и с этим связаны не только его философия или тексты, но и монтажные техники, которыми он пользуется. Это невероятно красивое кино".
Спецпоказы
Дмитрий Фролов: "Полнометражные работы современных художников
— важный фокус MIEFF, поэтому мы стараемся приглядываться к
такого рода произведениям. Творчество Мэтью Барни и Цао Фэй всегда
были в кругу моих личных интересов. Обе картины, представленные на
фестивале в этом году, резонируют с темой дома. Фильм
Так что в каком-то смысле проект посвящен возвращению
в родную гавань. Кроме того, в нем поднимаются актуальные для США
политические и экологические проблемы. В случае
фильма
"Перекрестки"
Кирилл Роженцов: "Это программа обмена с близкими нам по духу
мировыми фестивалями, институциями и архивами. В этом году такой
институцией выступает старейший японский фестиваль
экспериментального кино Image Forum. В Москве мы показываем
подборку японского кино последних лет, а осенью повезем фильмы
российских режиссеров в Токио. Лично мне нравится традиция,
связанная со структуралистским монтажным кино. Например, фильм
Режиссер склеил эти "отходы" в очень яркую и динамичную
монтажную работу. Поврежденные негативы, едкие кислотные цвета —
все это способно произвести мощное впечатление на зрителя. Еще один
интересный фильм —
"Скрытые субтитры"
Кирилл Роженцов: "Команда "Скрытых субтитров" (спецпрограмма
показов видео-арта) обратились к нам с предложением
организовать показ в рамках фестиваля. Нам показалось это логичным,
так как их программа построена на сравнении двух формально очень
похожих, но снятых разными режиссерами и в совершенно разных
контекстах фильмов. Так,
Фильм работает с контрастом между модернистской архитектурой небоскреба, транслирующей американскую мечту середины прошлого века, и заброшенными улицами города Галвестон, которые оказались в запустении в связи с экономическим кризисом. После показа состоится дискуссия с обоими художниками о сходствах и различиях в их фильмах".
Онлайн-программа
Кирилл Роженцов: "Эта программа идет немного вразрез с логикой
большого кинофестиваля и кураторскими методами, которые обычно
используются при его подготовке. Мне хотелось попробовать
приуменьшить свою кураторскую значимость — я посмотрел
несколько сотен работ, которые мы получили в рамках фестивального
опен-колла, и выбрал из них те, которые, по моему мнению,
существуют немного в отрыве от текущего контекста
экспериментального кино. Все они сделаны очень простыми средствами.
Программа идет всего час и состоит из девяти короткометражных
работ. У меня не было желания навязывать этой выборке свою
интерпретацию, поэтому я попросил режиссеров самостоятельно
сформулировать, как эти фильмы соотносятся и взаимодействуют друг с
другом. Эти тексты будут доступны вместе с фильмами на платформе
Комментарии