В середине апреля столичная госавтоинспекция начала проводить массовые рейды на дорогах. Машины, которые вызывают подозрение и выявляются средствами контроля, останавливают для детальной проверки. Лайф разобрался, почему ГИБДД начала крупную операцию со столицы и кто попал в поле зрения силовиков.
Бьют по номерам
Через две недели после ДТП в центре Москвы с участием скандально известного блогера Эдварда Била столичная ГИБДД начала устраивать рейды по проверке автомобилей. В приказе (копия имеется в распоряжении Лайфа) для сотрудников службы написано, что главная цель проверок — пресечь использование автомобилей без регистрации.
Если на автомобиле есть номера, а у водителя полный пакет документов, но регистрация машины аннулирована, то человека за рулём ждёт долгий и не очень приятный разговор. Во-первых, придётся дать письменные показания о том, как и почему автомобиль ездит без регистрации. Даже если учёт прекращён вчера, а сегодня машину остановили на дороге, рассказывать придётся минимум про два последних месяца управления и во всех деталях: кто продал, когда и почему.
Во-вторых, после объяснений весь пакет документов отсканируют и разместят на специальном сервере ГИБДД
Почему столько внимания столичная госавтоинспекция уделяет автомобилям без регистрации, Лайфу объяснил вице-президент московской коллегии адвокатов "Ромашов, Романов и Парников" Евгений Ромашов. По его словам, проблема с "автомобилями-призраками" обострилась несколько лет назад.
Суть в том, что человек может купить машину с номерами, быть вписан в ПТС, иметь на руках документы прошлого собственника (свидетельство о регистрации ТС) и официально не оформлять авто на себя, а прошлый собственник, который, разумеется, не хочет оплачивать чужие штрафы, через портал "Госуслуг" аннулирует регистрацию. То есть номера и документы имеются, а штрафы и налоги — нет. Минус один — штраф за отсутствие регистрации от полутора до двух тысяч рублей. Сейчас мы действительно можем наблюдать, что отлов таких машин организовали после ситуации с громкими ДТП в центре Москвы, и всё это будет происходить на постоянной основе
К штрафу за отсутствие регистрации автомобиля инспекторы обычно добавляют и протокол за управление такой машиной. Итого — около трёх тысяч рублей (в зависимости от срока снятия с регистрации). Если за машиной нет штрафов, то водителю дают шанс на исправление и отпускают с богом по своим делам.
Принцип нулевой терпимости
Но есть и правовые тонкости. По словам адвоката Евгения Ромашова, доказать, кто именно наездил штрафы на автомобиле без регистрации, тяжело.
Если авто снято с регистрации и не поставлено заново, то это не означает, что кто-то им пользуется. Отследить и сопоставить снятые с учёта авто и авто, которые продолжают передвигаться, несложно, но есть нюансы. Например, подать автомобиль в розыск можно лишь в том случае, если машина скрылась с места ДТП или уже есть дело об административном правонарушении. В ситуации, о которой мы говорим, дело об административном правонарушении появляется уже после остановки
В теории, если не попадаться на глаза сотрудникам (хотя в крупном городе это практически невозможно), какое-то время без регистрации поездить получится. Но, как в поговорке, сколько верёвочке ни виться, всё равно конец виден: юридическая лазейка не делает машину невидимкой для органов — и уйти от ответственности всё равно не получится. Все данные на автомобиль без регистрации после заявления о прекращении учёта попадают в автоматизированную систему "Поток". Они регулярно анализируются и помогают фиксировать передвижения машины по стране. Именно таким образом после ДТП с Эдвардом Билом удалось узнать про 556 нарушений, зафиксированных за синим Audi RS6. Все данные на такие машины инспектор может проверить прямо со своего планшета — через систему "Мобильный инспектор". И если перед его глазами возникнут "красные флажки", то убедить сотрудника в форме в собственной законопослушности уже не выйдет.
Попутный ветер
Источники Лайфа в ГИБДД отмечают, что усиление контроля за автомобилями без регистрации совпало и с регулярными мероприятиями, которые ведомство проводит на всех трассах (даже на платных) при въезде и выезде из федеральных центров.
Формально под операцию "Должник" (она так и называется во внутренней классификации ГИБДД) подпадают и владельцы автомобилей без регистрации. Если машина не поставлена на учёт, а водитель попался на дороге во время спецрейда, то о планах на ближайший день, скорее всего, придётся забыть.
К штрафу за отсутствие регистрации автомобиля могут добавиться и другие проблемы с законом: если "машина-призрак" попадается сотрудникам ГИБДД во время совместного рейда с судебными приставами, то водителя (равно как и нового, и бывшего собственника) ждёт проверка по базе данных исполнительных производств. Если обнаружатся задолженности, то водителю вежливо предложат оплатить всё на месте. Если требование приставов не совпадёт с настроением водителя, то для начала автомобиль уедет на штрафстоянку, а водителя (в зависимости от суммы долга, сроков открытия исполнительного производства и т.д), вполне вероятно, отправят в суд.
Такие же приключения, по словам источников Лайфа в ГИБДД, ждут владельцев автомобилей с армянскими и белорусскими номерами, а также регистрационными знаками любой страны СНГ или Европы. На них пристальное внимание сотрудники госавтоинспекции обратили ещё в прошлом году, и в сезон отпусков за всеми потенциальными нарушителями контроль будут усиливать.
Комментарии