Вступление в войну с Японией
На Дальнем Востоке, говорит Майстер, главную задачу решали силы Тихоокеанского флота. Были развернуты три фронта: Первый Дальневосточный, войска которого сражались с японцами в Приморском крае и на Камчатке, Второй Дальневосточный — в районе Хабаровского края и Забайкальский фронт, участвовавший в Маньчжурской наступательной операции.
Готовилось к отражению серьезного натиска и подразделение, в котором воевал Майстер. В итоге, вспоминает ветеран, они уничтожили три транспорта и один мотоблок противника — по причине того, что японцы не стали атаковать в полную силу из-за понесенных в ходе четырехлетнего противостояния с США и Британией потерь.
Историческое событие
На тот момент в Тихоокеанском флоте числилось 77 подлодок. Как рассказал Майстер, в 1942 году шесть из них — самых новых и лучших, в том числе и легендарная С-56, которая сейчас стоит на набережной Цесаревича, — пошли Трансатлантическим путем в помощь Северному флоту — туда, где была собрана сильнейшая группировка Германии.
"Это было историческим событием — впервые был осуществлен такой массовый переход подлодок
Несмотря на то что у СССР с Японией на тот момент был заключен пакт о нейтралитете, японские подлодки неоднократно атаковали советские. Одна из торпед, как вспоминает Мастейр, даже попала в днище С-56, но не взорвалась. Через пять месяцев из шести субмарин на север пришло пять.
"Одну из них японцам все-таки удалось потопить в районе западного побережья Америки, на подходе к Сан-Франциско. Порядка 60 человек личного состава погибли на этой подлодке", — рассказал Майстер.
"На Дальнем Востоке осталась 71 подводная лодка. Из них в войне с Японией по решению ставки главнокомандующего маршала Василевского к 9 августа 1945 года 28 подлодок было развернуто в Японском море. Это большая сила. Позже дополнительно выслали 30 подлодок против Японии. В их числе была и моя подлодка М-46, на которой я тогда служил в должности помощника командира. Тогда мне шел двадцать третий год и я только выпустился из училища", — вспоминает Майстер.
Три основные операции в войне с Японией
Майстер рассказал, что в течение русско-японской войны у Тихоокеанского флота было три основных операции. В первой из них основной задачей была высадка трех морских десантов на порты Северной Кореи для их освобождения от японских захватчиков. Позже эта кампания получила название Маньчжурской наступательной операции — освобождение пяти портов Северной Кореи на 40-й параллели от японской армии, которая в то время там дислоцировалась.
"В Северной Корее и Китае японцы творили ужасные вещи, уже спустя много лет сохранились истории об их жестокости, народ, конечно, очень страдал из-за этого", — подчеркнул подводник. Японский флот также подошел к этим фортам и потом развернулся, чтобы вернуться обратно в Японию, забрав своих бойцов с места военных действий. Для этой операции нужны были советские корабли, значительная часть Тихоокеанского флота.
"Бойцы садились в подлодки в южной части Приморского края — во Владивостоке, Находке, а дальше шли морем. Во время перехода подводному флоту была поставлена задача — развернуть значительную часть подводных лодок и прикрывать переход конвоев. Свою задачу — охрану конвоев — подводники выполнили безукоризненно", — отметил Майстер.
Вторая операция, по освобождению Южного Сахалина, была меньшего масштаба. В то время порты Корсаков, Холмск, Углегорск и другие занимала группировка из 19 тыс. японских солдат. На Сахалин отправилась группа из шести советских подлодок — на одной из них и служил помощником командира Владимир Майстер.
"Я служил на подлодке "Малютка". Жили мы там в очень стесненных условиях, часто приходилось быть немного дольше, чем позволяли условия автономности. Мы вышли в море 8 августа, к 9-му заняли позицию в Японском море. И, в соответствии с автономностью, 11 суток были в море. Где-то 19−20-го числа уже были отозваны в базу. Участвовали в прикрытии десанта, который шел на Южный Сахалин. Японских кораблей не встретили, поэтому никого не утопили, однако всегда были в боевой готовности, несмотря на то что порой не то что не хватало продовольствия — воздуха не всегда хватало на подлодке", — рассказал 101-летний бывший подводник.
Майстер отметил, что за выполнение всех поставленных задач подводники получили награды — задание было выполнено, конвой и на этот раз прошел успешно.
Операция на Курильских островах
Самой известной и кровопролитной, как рассказал подводник, стала операция по освобождению Курильских островов. На них находилось более 80 тыс. японских солдат, более 200 орудий и около 60 танков.
"Особенно сложной ситуация оказалась на северных островах — Шумшу и Парамушире. Корабли могли подойти только к подводной гряде. В результате бойцы с десантных кораблей ныряли прямо в воду — вне зависимости от того, умеют они плавать или нет. С автоматами, гранатами. На 10 десантных кораблей погрузили 8 тыс. наших бойцов и офицеров и бросили их на взятие острова Шумшу", — рассказывает офицер.
В течение трех-четырех суток советским воинам удалось взять в плен японцев. "Многие из них сдались в плен по единственной причине — в это время император Хирохито объявил о капитуляции, и они не могли не подчиниться", — говорит ветеран-подводник.
"Это были самые большие потери за всю русско-японскую войну. После взятия Шумшу освобождались все наши острова. В целом операция длилась до начала сентября", — рассказывает Майстер.
Подводник отмечает, что японцы сопротивлялись отчаянно, к тому же были очень хорошо оснащены — в их распоряжении были форты, надежные военные укрепления и боевая техника.
Несмотря на это, Япония лишилась крупнейшей военно-промышленной базы на Азиатском материке и наиболее сильной группировки сухопутных войск и оказалась не в состоянии продолжать вооруженную борьбу.
Судьба офицера-подводника
"Информация о капитуляции Японии была получена практически сразу после ее объявления. Я был допущен к шифрам как помощник командира, поэтому, можно сказать, одним из первых узнал об этом. Информация к нам шла в полной мере, и такие важные события мы узнавали очень быстро. Радость была необыкновенная, конечно", — закончил свою историю подводник.
После войны Владимир Майстер еще пять лет служил в Порт-Артуре. Из них три года — на "Малютке" — той же, на которой воевал. Позже он окончил Школу подготовки командиров подводных лодок в Ленинграде, получил повышение до должности командира, а позже и звание капитана первого ранга. В общей сложности Владимир Майстер служил на подлодках до 1962 года, а до 1975 года продолжал службу на флоте на различных должностях.
Валерия Фадеева
Комментарии