Рано или поздно у любых родителей встает вопрос — куда отдать ребенка получать начальное и среднее образование. В России существует множество школ, гимназий и лицеев, специализирующихся на разной предметной подготовке. Куда пойти учиться? Что лучше: гимназия или школа? И как выбор школы влияет на поступление в вуз — рассказываем в нашем материале.
Запрограммированы одинаково
В 2022 году в России произошел переход на новые образовательные стандарты — ФГОС третьего поколения
"Доставить способы приличного воспитания"
Первая гимназия в России появилась в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием "Академическая гимназия" и просуществовала до 1805 года. Закрыта она была из-за неудовлетворительных показателей, даже несмотря на то, что в 1758 году управление гимназией было поручено Михаилу Васильевичу Ломоносову. В учебном заведении не хватало учителей, было слишком много начальства и отсутствовал устав.
К концу ХХ столетия гимназии стали распространены в ряде европейских стран, включая Россию. Своей главной целью (порой даже прописываемой в уставе) они декларировали "доставить способы приличного воспитания". На территории Российской империи гимназии были сначала основными, а затем одними из основных видов учреждений среднего образования наряду с реальными училищами, программа которых была насыщена естественно-научными предметами. После Октябрьской революции гимназии упразднили, но после распада СССР они снова стали появляться на просторах новой России.
До 2012 года гимназии имели особый статус, поступить на обучение в которые могли только те, кто успешно сдавал экзамены по профильным предметам учреждения. Гимназии целенаправленно готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения гуманитарной направленности, а также у гимназий были более строгие требования к поведению учеников.
Гимназии в России существуют и по сей день, имеют те же требования, что и до 2012 года, однако сейчас углубленное изучение начинается в основном в старших классах, а наличие названия "гимназия" не более чем традиция. Отказать в поступлении в гимназию могут только на основании отсутствия в ней мест. Отказ же по несоответствию уровню подготовки поступающего возможен только в частных гимназиях или специализированных учреждениях при вузах.
Важно понимать, что все виды средних общеобразовательных школ в России имеют право вводить дополнительную нагрузку по предметам, на которых специализируется тот или иной класс, но это не должно быть в ущерб федеральной программе (тем самым федеральным стандартам, о которых говорилось выше).
"Срастался он под сенью дружных муз"
Слово "лицей" образовано от древнегреческого Λύϰειον (Ликей). Это философская школа, созданная в IV веке до н.э. Аристотелем, который там преподавал, как и Сократ, она просуществовала порядка 800 лет. В эпоху Возрождения лицеями стали именовать школы, готовившие будущих студентов университетов.
Специфика у лицеев схожа с гимназической, однако если в гимназиях шло углубленное изучение предметов гуманитарной направленности, то в лицеях же — технического либо естественно-научного.
В Российской империи существовало шесть подобных учебных заведений, и все они имели статус элитных. Самым известным являлся Императорский лицей в Царском Селе. Обучение было рассчитано на шесть лет и состояло из двух курсов, по три года каждый. Самым известным выпускником Императорского лицея стал Александр Сергеевич Пушкин.
В современной России требования у лицеев ниже, чем были в Российской империи. Они ничем не отличались от требований при поступлении в гимназию, только вступительные экзамены проводились по физико-математической или естественно-научной направленности. Сейчас лицеи также не имеют особого статуса, однако по большей части данные учебные заведения открыты при ведущих вузах России.
Чему учат в школе
Формально средние общеобразовательные школы ничем не были хуже гимназий и лицеев. До 2012 года в них отсутствовала узкопрофильность, реализовывалась исключительно федеральная программа. Профильные классы разрешено было образовывать в старшей школе, а поступить в них могли без дополнительных вступительных испытаний, исключительно по наличию свободных мест.
Согласно изменениям в федеральном учебном плане (ФОП) и федеральном стандарте (ФГОС) в средних школах РФ разрешено образовывать профильные классы уже с седьмого класса, это право остается за педагогическим составом. Поступить в профильный класс можно по вступительному тестированию, а в случае нежелания выбирать профиль можно остаться в общеобразовательном классе.
Образование общее — среднее
Вне зависимости от того, с каким названием вы выберете школу своему ребенку, по окончании школьной программы все выпускники получают одинаковый аттестат государственного образца о получении среднего общего образования. При поступлении в вуз на выдавшую организацию не смотрят. Никаких дополнительных квот для выпускников гимназий и лицеев нет, даже если СОШ числится при вузе. Другое дело, что программы таких школ обычно более адаптированы к требованиям альма-матер, что добавляет одиннадцатиклассникам уверенности в своей дальнейшей студенческой судьбе. Кроме того, гимназии и лицеи в старших классах зачастую специализируются не только на подготовке учеников к ЕГЭ, но и на их успешном участии в ВсОШ — Всероссийской олимпиаде школьников. Наличие диплома победителя или призера ВсОШ позволяет поступить в учреждения высшего профессионального образования без вступительных испытаний, и количество баллов по ЕГЭ для таких "олимпийцев" роли уже не играет.
Впрочем, участвовать в олимпиадах могут все желающие, а не
только гимназисты или ученики спецклассов.
Вне зависимости от того, какую школу вы выберете для своего ребенка, аттестат или золотая медаль средней школы и аттестат и медаль гимназии или лицея будут оценены при поступлении в вуз одинаково, да и выглядеть будут точно так же. Школу следует выбирать исключительно из возможностей, жизненных целей и удобства самого ребенка.
Комментарии