«Не женаты? В один номер не поселим»: владельцы мини-гостиниц шокируют постояльцев странными требованиями

Общество

38 Просмотры 0 Откликов

Странные правила в российских гостиницах: «Без штампа о браке двоих в один номер не селим»

В правилах посещения российских гостиниц начали появляться странные пункты, иногда неписаные. Например: «Без штампа о браке двоих в один номер не селим». Или: «Свою еду проносить в номер нельзя, есть общий холодильник и столовая». Или вообще: «С детьми до 10 лет поищите другой отель». Как правило, такими дополнительными правилами грешат владельцы мини-отелей, сулящие незабываемые ощущения и обещающие взамен на странные условия «настоящий домашний уют» и «душевность». Почему так происходит и законно ли это, выяснял «МК».

Странные правила в российских гостиницах: «Без штампа о браке двоих в один номер не селим»
Отельеры недовольны: мужчины селятся в один номер «явно не с матерью своих детей».

тестовый баннер под заглавное изображение

Еще каких-то несколько лет назад признаваться в любви к сетевым отелям было категорически немодно: мало того что дороже, так еще и везде все одинаково, единый набор услуг, завтраки номер один, два и три, даже матрасы типовые, не говоря уж о шампунях в ванной… Скукота, короче, без огонька и изыска. То ли дело маленький бутик-отель, где можно почувствовать себя не обезличенным туристом, а гостем радушных хозяев

И заодно погрузиться в местную атмосферу, ощутить традиции гостеприимства, и прочая, и прочая... Просыпаться от лучей солнца в окнах подлинной избы или купеческого дома позапрошлого века — ну разве не чудо? Заодно и опыт проживания уникальный, не как у всех.

Так вот, прошли считаные годы — годы, заметим, расцвета внутреннего туризма в целом и отельной индустрии в частности. И внезапно стало намного больше тех, кто с полной осознанностью предпочитает именно сетевые гостиницы, притом что они действительно обычно дороже и к тому же расположены не в исторических зданиях. Теперь услышать такую позицию в обычном «кухонном» разговоре не экзотика, а повседневная реальность.

И причиной этого стали, похоже, сами отели и гостевые дома, хозяева которых буквально восприняли словосочетание «индустрия гостеприимства» и распространенную привычку называть постояльцев гостями. Приехав в аутентичную, экзотическую, эксклюзивно-индивидуальную гостиницу или гостевой дом, туристы довольно часто сталкиваются с принципом «Мой дом — мои правила». И эти самые правила частного «несетевого» хозяина могут не совпадать с общепринятыми стандартами, иногда — заметно.

«Нас только радует, что прелюбодеев не будут селить вместе»

Вот, например, вопрос «облико морале» постояльцев. Во многих маленьких городках, вне зоны массового туризма, владельцы гостиниц, прежде всего придорожных, рады приезжающим поздно вечером влюбленным парочкам — они дают заметную долю выручки. Но совсем по-другому дело обстоит на море: там отельеры уже могут выбирать постояльцев. И кое-где включают — без приказа «сверху»! — режим повышенной бдительности. Если верить недавно побывавшим на черноморских курортах, в ряде гостиниц при заселении пар стали проверять семейный статус.

— Моя мама сказала, что так при СССР было, — анонимно делится 26-летняя москвичка, слетавшая под Сочи с чужим мужем. — У нас, конечно, не открыто спросили про семейное положение, но отель ведь все равно должен брать для регистрации постояльцев паспорта, делать ксерокопию. И вот девушка с ресепшена, сделавшая эту ксерокопию, тихонечко мне говорит: «Возьмите лучше два номера, а по факту жить можете в одном. А если будет шухер, я вас предупрежу».

— Может, просто денег за лишний номер решила получить? Какой у нас может быть на эту тему шухер?

— Вряд ли, она даже денег за лишний номер с нас не взяла, просто зарегистрировала нас как бы в отдельные номера. И рассказала по секрету: так много добровольных блюстителей нравственности развелось из обычных отдыхающих, что никогда не знаешь, откуда ждать беды в виде «сигнала».

Подтверждает слова сотрудницы гостиницы и новость из того же региона: хозяйка небольшого отельчика у самого Черного моря как-то сдала номер супружеской паре, как положено, отксерила их паспорта для регистрации. Муж в той семье был видный, заметный, поэтому, когда в другом сезоне он прибыл туда же, но с любовницей, владелица пансиона тут же его узнала. Но чинить бюрократические препоны не стала: заселила парочку в один номер, а следом написала обманутой жене — благо ее контакты вместе с паспортными данными остались в базе.

Возмущенная мадам примчалась и разнесла не только любовников, но и сам номер гостевого дома. Теперь неверный муж подает в суд на высокоморальную хозяйку мини-гостиницы, а она готовит встречный иск о взыскании с их семьи компенсации за учиненный погром.

— От этих «сладких парочек» одни проблемы, невыгодно их селить, — отвечает на вопрос, правда ли, что хозяева гостиниц проверяют у постояльцев семейный статус, владелица пансиона в Лазаревском Лаура Тенгизовна. — Они шумят по ночам, а из-за этого к нам нормальные отдыхающие с детьми не едут. Закона такого нет, поэтому я сама потихоньку проверяю: если приехали парой, а фамилии в паспортах разные, смотрю штамп о браке. Если женаты не друг на друге, то говорю, что мест нет. Кстати, я именно поэтому не приемлю никаких оплат заранее, никаких агрегаторов и сервисов бронирования. У меня всего 10 номеров, брони оформляю по телефону. Так что никаких обязательств: если я разворачиваю неженатые парочки, то взятки гладки, я им ничего не обещала.

— Но не извещаете же никого?

— Только подружек, у которых такие же гостевые дома в окрестностях, чтобы не нарвались часом. Пользы от таких постояльцев никакой, срамота одна, а мы блюдем репутацию приличного заведения.

Такая позиция, как выяснилось, неуникальна.

— Я все бронирования принимаю только напрямую. И заранее прошу копии паспортов. А то очень много хитрых среди тех, кто пользуется агрегаторами, — рассказывает владелица другого гостевого дома, Роза Сергеевна. — Мужчина чаще всего бронирует на свое имя, а потом привозит непонятного вида девицу, явно не мать его детей. И они такие: ой, одного паспорта на номер достаточно? Нет уж. У меня гостиница для семейного отдыха, а не для блуда. Пусть номер «на час» снимают, если им приспичило.

Общественное мнение, конечно, разделилось. Подавляющее большинство путешественников вполне справедливо возмутилось: мол, какого черта меня ограничивают в праве с любимым мужчиной (или любимой женщиной) отдохнуть на море? Почему пресловутое отсутствие штампа приравнивают непременно к разврату? Однако нашлось место и для другой позиции, ее озвучила в социальных сетях супружеская пара из того же Сочи: «Вот мы нормальная семья, чего и вам желаем, поэтому нас только радует, что прелюбодеев не будут селить вместе, а детям в бассейне дяди и тети не будут демонстрировать свои полуголые причинные места. А если лично вас это как-то коробит, то невольно задумаешься: а вам-то это зачем нужно?»

Детям, животным и едокам не рады

Еще чаще, чем хозяева высокоморальные, встречаются хозяева бережливые. У них мотивация самая рациональная: я за большие деньги отремонтировала дом (ремонт, это правда, нынче дорог!), у меня здесь эксклюзивные вещи, раритеты, а постояльцы «ходют и гадют»! Норовят попортить обстановку и приближают очередной дорогостоящий ремонт. Как тут не ввести свои собственные уникальные правила?

— Ездили семьей в Ростов Великий, — рассказывает москвичка Ксения. — Мы с мужем, дочка 8 лет и мои родители. Хотели заселиться в прекрасный гостевой дом, который хозяева сделали в настоящем купеческом особняке, но выяснилось, что детям до 10 лет и животным здесь не рады. В итоге в том особняке — весьма недешевом, кстати, — остановились только «старшие», а мы с ребенком жили в гостинице попроще.

Тут, правда, надо сказать, что именно этот особняк своими жесткими правилами славится уже много лет: его хозяева, для которых это любимый и выстраданный проект, много раз объясняли гостям мотивацию этого «кодекса». В частности, там запрещено есть в номерах (По-настоящему! Принес в комнату пищу «извне» — бдительные хозяева и сотрудники нарушение тут же пресекут). Потому что даже один случай испорченной обивки или обоев на 99 визитов недопустим: интерьеры делались «как для себя», сейчас и ткани, и обои такие поди поищи.

Еще одну впечатляющую историю рассказал 36-летний Дмитрий, побывавший в «уютном гостевом доме» в Суздале. И тоже остался в недоумении: мужчине казалось, что «как дома» — это все-таки маркетинговый ход.

— Мы жили пять дней, попросили каждый день не убирать. В один прекрасный момент хозяйка говорит: «Я в вашем номере решила сама убрать. Там на комоде всякие вещи лежали, так я их по ящикам разложила». И с таким недовольством, как будто ее просил кто-то. Это нормально?! Мало ли, что у нас там могло лежать? Лекарства, которые я считаю интимными, например. Украшения жены, ее косметика. Да что угодно! Если мы оставили их на комоде, значит, нам так удобно, — возмущается мужчина. И завершает свой рассказ: "Впрочем, сильнее впечатлило другое. Пошел я как-то на общую кухню набрать воды в чайник, а там стоит мужик в одних трусах — один из постояльцев. Фраза «У нас здесь как дома» заиграла новыми красками".

— Получается, что слово «гость» в таких заведениях не метафора, — рассуждает эксперт по развитию регионов Александр Алехин. — Ведь от гостя ожидается аккуратность и стремление доставить хозяевам как можно меньше хлопот. В противовес концепции гостиницы как общественного места, где можно расслабиться (и многие действительно расслабляются). При этом традиционных бонусов гостя — а это прежде всего исключительное внимание хозяев, стремление развлечь визитера, дать ему самое лучшее, защитить — современные постояльцы таких гостевых домов не получают: отельеры-частники вне традиционной культуры не могут их дать, да и клиентам в туристических местах этого давно не нужно.

По словам собеседника «МК», в России еще есть несколько специфических регионов — это, как правило, горные и удаленные местности, — где роль традиционного хозяина востребована.

— Например, Дагестан и другие кавказские республики: хозяин гостиницы может решать какие-то вопросы и проблемы гостей в их коммуникации с местными, защищать их в острых ситуациях, предупредить об особенностях местных неписаных правил, — говорит эксперт. — Но понятно, что ни в Сочи, ни на Золотом кольце такая опека лишняя, это совершенно светские регионы массового туризма.

При этом в некоторых случаях гости попросту не готовы к специфике места размещения, отсюда и странные на первый взгляд правила.

— Мало кто из нынешних гостей умеет топить печь, и только потому у нас это запрещено, печки топят только сотрудники, — рассказал «МК» управляющий несколькими гостевыми домами в Плесе Ивановской области. — Мы насмотрелись на студентов, пытающихся набить печь дровами, как в мультике «Вовка в Тридевятом царстве». Ну, понятно, это москвичи, у которых даже на даче электроконвекторы или газовый котел. Откуда им знать, как правильно растапливать печь? Но даже если они растопят — есть риск, что не усмотрят за искрами, а это риск пожара. Или не вовремя закроют заслонку и угорят. Кому, спрашивается, это нужно? Вот поэтому у нас хоть печи в домах и действующие, везде еще и газовые котлы, и топить печку гостям нельзя.

Также камнем преткновения нередко становится обувь: владельцы небольших отелей, бывает, требуют, чтобы гости разувались около входа — и дальше, по коридорам и по номеру, ходили только в тапочках. Не взяли с собой? Вообще не любите тапки? Ну, ваши проблемы... Можете купить в соседнем магазине, делов-то...

В рамках закона

Первый вопрос, который возникает у попавшего в такую ситуацию гостя: а индивидуальные правила вообще правомерны? Как обычно в таких случаях, ответ неоднозначный: в каких-то случаях все законно, в каких-то сомнительно.

— Существует рамочная норма — утвержденные правительством Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, — поясняет юрист Елена Брянцева. — В соответствии с этими правилами условия проживания в гостинице определяются договором-офертой, а этот договор не должен противоречить действующему законодательству. Иными словами, распорядок отеля не должен нарушать российские антидискриминационные нормы.

Так, запрет на еду в номерах действующему законодательству, скорее всего, не противоречит и в судебном разбирательстве устоит, как и запрет на заселение с животными, а вот по поводу запрета на проживание с детьми все сложнее. Возможно, предполагает эксперт, отельеру удастся доказать, что дом не приспособлен для малышей и не имеет соответствующего оборудования, но запрет на посещение с младшеклассниками вряд ли будет признан обоснованным.

Отдельно стоит сказать об истоках «моральной» части ограничений: оказывается, напомнила Брянцева, не селить в одном номере людей без штампа о браке рекомендовал в ковидном 2020 году Роспотребнадзор! Тогда во временных ковидных рекомендациях ведомство советовало отельерам «размещение гостей преимущественно одноместное, за исключением семейного». Пандемия кончилась, но некоторым особенно ретивым борцам за чистоту нравов эта идея, как говорится, «зашла» и осталась.

— Расчет у таких владельцев мини-отелей простой: вряд ли несостоявшиеся клиенты пойдут судиться. Да и как формулировать суть претензий: мол, я хотел отдохнуть с любовницей, а мне не разрешили? Мало кто на такое решится, — говорит юрист. — Скорее люди просто выберут другой отель. Но, возможно, мы все-таки увидим эффектный процесс, когда активисты докажут, что так делать нельзя. Например, если в такую ловушку попадут вовсе не неверные супруги, а, например, жених и невеста. У них ведь тоже пока нет штампа.

Кто его знает — может, и доживем. А там, глядишь, не за горами и то время, когда и сами отельеры поумнеют.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29490 от 26 марта 2025

Заголовок в газете: Гостеприимство строгого режима

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии