Госдума приняла в первом чтении так называемый закон против Apple. Он обязует производителей компьютеров, смартфонов и телевизоров предустанавливать российские приложения на свои устройства. Лайф разбирается, кому и для чего он нужен, а также рассказывает о его потенциальных последствиях.
Что ещё за новый закон?
Автором инициативы является группа депутатов от ЛДПР, "Единой России", "Справедливой России" и КПРФ. Согласно пояснительной записке, закон обяжет производителей техники предустанавливать отечественный софт перед продажей в нашей стране. Так, по мнению чиновников, товары станут ещё привлекательнее и удобнее для покупателей. Кроме того, законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний, поможет им развиться ещё сильнее. Отказавшихся от исполнения нового требования депутаты предлагают штрафовать на суммы до 200 тыс
Законопроект прошёл только первое чтение. При прохождении других
этапов он вступит в силу 1 июля 2020 года. Подробнее о том, как
зарождался и зрел новый ограничитель, Лайф писал
Почему он против Apple?
Идея обязать вендоров поднимать российскую IT-отрасль витает в умах чиновников давно. Ещё в январе с похожей инициативой выступила ФАС. И сразу же подверглась жёсткой критике. В первую очередь за то, что Apple в принципе не может выполнить новое предписание. Ведь операционная система iOS, как известно, закрытая, опция предустановки софта от сторонних разработчиков в ней не предусмотрена в принципе. Во всяком случае, прецедентов почти никогда не было.
Какая участь ждёт Apple в России, когда закон о предустановке приложений принят, неизвестно. Однако аналитики в один голос твердят, что iPhone тотчас перестанут официально продаваться в нашей стране.
Американская компания объясняться тоже не спешит. Начиная с
января за Apple было замечено два действия, связанных с обсуждаемой
инициативой. Первое —
Кому выгоден этот законопроект?
Есть несколько теорий на этот счёт. Первая —
выгодно, конечно же, российским ИТ-компаниям вроде "Яндекса" и
Mail.ru Group (MRG). Обе компании на сегодняшний день обладают
внушительными пакетами приложений, способными обеспечить смартфон
необходимой функциональностью. Сервисы и "Яндекса", и MRG даже без
нового закона пользуются большим спросом. Но с ограничением,
очевидно, популярность российских сервисов вырастет. В 2017 году
"Яндекс" и ФАС отвоевали у Google право на включение российского
поисковика в список предустановленных. За год доля трафика
"Яндекса" в мобильном Рунете
Однако мы сомневаемся в том, что "Яндекс" и MRG были главными лоббистами законопроекта. Хотя бы потому, что эта мера избыточная. Утилиты "Яндекса" и без требования власти предустанавливаются практически на все Android-смартфоны, продаваемые в РФ.
Вторая — закон выгоден депутатам-коммерсантам. Если Apple выдворят из России официально, спрос на неофициальные iPhone и iPad резко вырастет. Несильно удивимся, если кто-то из лоббистов законопроекта тут же откроет с десяток магазинов с несертифицированной техникой Apple.
Третье — свои интересы наверняка преследует и государство. Если учесть предыдущие директивы по части регулирования сферы информационных технологий, становится очевидно, что правительство хочет локализовать как можно больше данных, которые в цифровом пространстве генерируют россияне. "Пакет Яровой", "Закон о суверенном Интернете", список организаторов распространителей информации (ОРИ) — всё это части одной большой государственной программы. Равно как и обсуждаемая инициатива. Локализация данных необходима. Любой стране нужна своя Big Data, потому что в ближайшем будущем она станет главным ресурсом мировой экономики.
Россия для Apple — действительно незначительный рынок?
Аналитики считают, что нет. Хотя скептики склонны полагать, что, дескать, Россия для Apple — слишком маленький рынок, чтобы возиться с местными законами. Да и потом, это же Apple — олицетворение американского могущества! А Россия — исконно идеологический враг США. Поэтому компания ещё и принципиально не пойдёт на уступки.
Но настолько ли мало iPhone продаётся в России? Согласно
Исходя из этих данных, нам кажется, что тезис о том, что Россия для Apple отнюдь не важна, является лукавством. Мы далеко не крупнейший рынок для американской компании, но и статистической погрешностью тоже не являемся. В России продаётся не в 100 раз меньше iPhone, чем в той же Англии.
А рынок и деньги для американцев — главное. Главнее принципов.
Китай тому яркий пример. Apple не раз исполняла требования
правительства КНР и шла на самоцензуру, лишь бы её не выдворяли. В
последний раз, например, Apple
Так как быть Apple?
Аналитики и эксперты говорят, что американцы не могут предустанавливать приложения сторонних разработчиков на iPhone и iPad. Сама Apple сравнивает сей процесс с джейлбрейком. В общем, куда ни кинься — тупик.
Однако имеем смелость не согласиться с этим тезисом. Apple всё
же продавала и продаёт технику с чужими приложениями на борту. Как
Чего уж там. Даже на железном уровне Apple адаптирует iPhone под
разные рынки. В смартфоны для Японии, например,
В Россию с недавних пор тоже приезжают модифицированные
американские смартфоны. В iPhone 11 на программном уровне
В общем, Apple без проблем настраивает свои устройства под
разные рынки. Трагедии в этом нет. И да, тут надо иметь в виду, что
о невозможности предустановки приложений на iOS деловым СМИ
Комментарии