"Золотой купол" США: прорыв или предубеждение?

ИноСМИ

35 Просмотры 0

Возвращение Дональда Трампа в Белый дом повлекло кардинальные и решительные перемены во многих аспектах внутренней и международной политики: в гендерной проблематике, во внешнеторговом курсе, в отношении к мирному урегулированию конфликта на Украине. Трамп сумел вернуть в Белый дом энергичное начало, которого так не хватало американской политике последних лет. Лейтмотивом его политического курса стал приоритет защиты интересов и обеспечения безопасности американских граждан.

В самом начале своего президентского срока Трамп принял весьма неоднозначное решение — создать масштабную систему ПРО космического базирования, которая может не столько укрепить безопасность США, сколько подорвать ее основы. 20 мая 2025 года в торжественной обстановке было заявлено о выборе архитектуры этой системы, в которую "будут внедрены новейшие технологии на суше, в море и космосе, в том числе космические датчики и средства перехвата". Однако в стремлении обрести безусловную защиту территории США Дональд Трамп отнюдь не является первопроходцем, подобная практика имела место в недалеком прошлом.

Вспоминая прошлое

За 80-летнюю историю существования противоракетной обороны позиция США к ее развитию неоднократно менялась. Наиболее радикальным изменением стала грандиозная попытка президента Рональда Рейгана в 1980-е годы создать широкомасштабную систему ПРО с эшелонами космического базирования. 23 марта 1983 года Рональд Рейган призвал научное сообщество США разработать такую систему противоракетной обороны, которая была бы способна сделать ядерное оружие "бессильным" и "устаревшим"

Впоследствии эту программу назвали "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), а в широких кругах общественности окрестили "Звездные войны".

Сторонники СОИ были убеждены, что нашли некую замену двустороннему ядерному сдерживанию, основанному на возможности взаимного гарантированного уничтожения Советского Союза и Соединенных Штатов. В надежде на высокоэффективную систему ПРО предполагалось перейти на модель "гарантированного выживания" якобы с перспективой полной ликвидации ядерного оружия. Однако на практике демарш Рейгана представлял собой не что иное, как отказ США от модели ядерного сдерживания и возвращение к одностороннему сдерживанию СССР с опорой на "непреодолимую" противоракетную оборону. В рамках этой фантастической идеи планировалось разместить на земле более тысячи перехватчиков и вывести в космос сотни средств поражения, основанных в том числе на новых физических принципах: лазерное и пучковое оружие, высокоскоростные электромагнитные пушки.

Однако на пути к созданию высокотехнологичной и эффективной системы ПРО, которая должна была "обесценить" ядерное оружие, встали технические препятствия, международная экспертная критика, а также активное противодействие со стороны Конгресса США. Ввиду запланированных Пентагоном космических испытаний и намерения создать территориальную систему ПРО противники СОИ в один голос заявляли о рисках нарушения международно-правовых обязательств согласно Договору по ПРО 1972 года: "не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО… космического базирования" и "не развертывать систему ПРО территории страны". Политико-академическое сообщество в США и за рубежом обосновывало и несостоятельность сверхамбициозных планов администрации Рейгана, в особенности касающихся вывода средств перехвата в космическое пространство.

В конечном итоге, в условиях политического давления и постепенной утраты поддержки со стороны законодательной власти, Соединенные Штаты не создали обещанную масштабную систему ПРО, способную сделать ядерное оружие "бессильным и устаревшим". За 10 лет своего существования на программу было потрачено более $30 млрд, и она даже не перешла на стадию предварительного развертывания. Так и не реализовавшись, "Звездные войны" оказали дестабилизирующий эффект на контроль над вооружениями, став тормозом советско-американских переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений.

"Манифест" Трампа

Несмотря на изменение за последние 30 лет политико-стратегической обстановки, международных норм и развитие технологий, предполагается, что судьба рейгановской программы предначертана и проекту "Золотой купол".

Президент Трамп уверен, что ему удастся к началу 2029 года "ввести в полную эксплуатацию" эту масштабную систему вместе с космическим эшелоном ПРО. Для создания "Золотого купола", по сведениям его администрации, будет достаточно $175 млрд, первая часть из которых — $25 млрд — будет выделена Конгрессом в 2026 году. К реализации программы будут подключены как традиционные компании-производители ПРО — Lockheed Martin и Raytheon, — так и новые, способные внедрить последние технологические решения (SpaceX, Anduril и Palantir). Ключевым элементом будущей "мегасистемы ПРО" станет космическая составляющая, которая за счет разветвленной сети информационных и ударных средств обретет потенциал уничтожения баллистических и гиперзвуковых ракетно-планирующих целей. При этом, по оценкам Бюджетного управления Конгресса США, только на разработку и запуск ракет-перехватчиков в космос может быть потрачено не менее 20 лет и примерно $524 млрд.

Отличительная особенность политики Дональда Трампа заключается в том, что ему не нужно подстраивать свой политический курс в области ПРО под международно-правовые нормы, как было во времена Рейгана. В 2002 году под предлогом обеспечения защиты от ракетно-ядерных ударов со стороны "стран-изгоев" Соединенные Штаты вышли из Договора по ПРО 1972 года, ранее считавшегося краеугольным камнем стратегической стабильности в отношениях СССР/РФ и США.  Если в период осуществления программы СОИ Конгресс США и неравнодушное экспертное сообщество указывали на международно-правовые обязательства Договора по ПРО, то в рамках будущих дебатов вокруг "Золотого купола" вопрос соблюдения международных норм фигурировать не будет.

Неминуемые последствия

Однако остаются незакрытыми другие, не менее важные вопросы международной безопасности. Администрация Трампа открыто объявляет о своем намерении защититься не только от ограниченных ударов со стороны Северной Кореи и Ирана, но и от более сложного ракетно-ядерного нападения со стороны России и Китая. При этом не дается пояснений относительно перспектив сохранения стратегической стабильности между РФ и США, которая ввиду развития американской масштабной системы ПРО и ответного совершенствования стратегических наступательных вооружений России может подвергнуться эрозии. В отсутствие мер прозрачности и доверия, не говоря уже об ограничении систем ПРО и продолжении сокращений СНВ, ожидается интенсификация гонки вооружений, которая кратно увеличит риски развязывания военного конфликта с применением ядерного оружия.

Технологические новшества в развитии космических спутников и искусственного интеллекта, о которых нередко говорит и сам Трамп, могут в некоторой степени улучшить характеристики перспективной системы ПРО. Однако этого будет недостаточно для достижения ее абсолютной эффективности в отражении ударов с применением ядерного оружия, демонстрация разрушительной мощи которого может стать следствием неудачного перехвата.

В конечном счете, несмотря на заявленную цель "обеспечить безопасность американских граждан как никогда прежде", в условиях сжатых сроков команде Трампа, думаю, не удастся построить масштабную систему ПРО с боевым космическим эшелоном. С центральным прицелом на отражение ударов со стороны России и Китая, США даже с учетом преемственности курса создадут лишь ограниченную систему, способную с некоторыми оговорками отразить немногочисленный удар со стороны так называемых стран-изгоев. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии