Вскоре от наездников электровелосипедов потребуют права категории «М»
Более 5,5 тысячи нарушений ПДД наездниками электровелосипедов, электросамокатов и прочих СИМ зарегистрировано в Москве всего за три дня, с 21 по 24 марта. Таков итог рейда ГИБДД, получившего название «Велокурьер». И название совершенно заслуженное: более 5100 нарушений, то есть свыше 90%, совершили курьеры служб доставки. Речь идет о движении по тротуарам, превышении скорости, а чаще всего — о движении на мопедах без прав. Похоже, на сей раз за курьеров решили взяться основательно.

Масштаб явления, конечно, поражает: свыше пяти тысяч нарушений всего за три дня среди одних только доставщиков еды на самокатах и электровелосипедах. Но, согласимся, примерно так оно и выглядит «на глазок»: в любом районе столицы, от центра до при- и замкадья, привычным персонажем стал человек в курьерской униформе, на специальном мощном электровелосипеде. До самых недавних пор эта фактически полноценная мототехника существовала на положении велосипедов: ни прав у водителей, ни обязанностей.
Сейчас регуляторные «жернова» все-таки начали молоть, хотя, как водится, и медленно: в Госдуме рассматривается законопроект, делающий все моторизованные средства передвижения, независимо от их номинальной мощности, механическими транспортными средствами
Именно отсутствие водительского удостоверения хотя бы категории «М» (напомним, для мопедов годятся любые категории) стало самым распространенным нарушением для велокурьеров, выявленным в ходе рейда, подтвердили «МК» сами курьеры во время ожидания заказов. Раньше на мощность электровелосипедов курьерских служб попросту не обращали внимания: техпаспорта, в котором указана мощность, у этих агрегатов просто нет. Но в этот раз рейд был, похоже, образцовой акцией устрашения.
— Проверяли всё, на трезвость, на мощность двигателя, говорили — ты же сам понимаешь, что тут не 0,25! — рассказывает один из курьеров крупного агрегатора доставки еды. Напомним, 0,25 кВт — это пока что действующий порог, свыше которого «просто СИМ» превращается в полноценный мопед, требующий наличия водительского удостоверения.
В дни рейда, как рассказали курьеры, многие из них доставляли еду «на своих двоих», отказавшись от электросамокатов. Дело в том, что для тех, кто не имеет гражданства РФ, два административных правонарушения автоматически означают выдворение из страны: риски слишком высоки. Правда, судя по намекам доставщиков — напрямую они об этом говорить избегали, — как минимум некоторые из них научились к взаимной выгоде договариваться с гаишниками: мне «чистую биографию», тебе «штраф на месте».
— Говорят, некоторые платят, — говорит, улыбаясь, уже пять лет работающий курьером 26-летний Изат из Оша. — Но это не тысяча, не две тысячи, а больше. Попадаться невыгодно.
Рейд завершился, но дорожная полиция уже анонсировала новые. Одновременно общественники уже начали предлагать инспекторам ДПС «целеуказания»: в соцсетях предлагают устроить постоянные проверки около пунктов выдачи заказов, съедобных и не очень. И то сказать, тихо едущие на полной скорости по широким тротуарам курьеры создают, может, и меньший дискомфорт, чем веселые наездники кикшеринга… Но все равно очень пугают.
— Это мопеды, вот пусть они и ездят по дорогам, — выражает распространенное мнение Тамара Шибаева, старшая по подъезду в одном из домов в Щукине. — Но они же едут на огромной скорости по дворам, где играют дети, ходят пожилые люди, которым от них никак не увернуться.
Заметим, правда, что велокурьеры — в отличие, кстати, от многих самокатчиков! — показали себя в массе весьма обучаемыми. И в этом, конечно, заслуга в том числе операторов доставки с их телеметрией, системой штрафов и отлучения от заказов. В частности, теперь куда реже встретишь велокурьера, проезжающего по пешеходному переходу «верхом», чем того, который дисциплинированно спешивается перед зеброй. Еще два года назад в этом вопросе царила анархия — однако ее практически победили.
Но на сей раз «челлендж» для этой категории работников будет потруднее: далеко не все из наездников могучих электровелосипедов имеют хоть какие-нибудь водительские права. Идут разговоры о том, чтобы на базе крупных служб доставки и кикшерингов организовать онлайн-экзамены и выдачу водительских удостоверений «М», — но пока что это именно разговоры, которые вслух никто не может или не хочет подтверждать.
Одновременно можно наблюдать необычный процесс: часть курьеров вновь открыла для себя велосипеды классического типа — те, что не имеют моторного привода вовсе и приводятся в действие мускульной силой. Правда, пока что это характерно не для зрелых профессионалов доставки, а для тех, кто подрабатывает. Чаще всего это старшеклассники и студенты.
— Велосипед у меня был, я просто отказался от служебной техники, — рассказывает Дмитрий, студент столичного колледжа. — Мне не нужны проверки, а прав у меня в любом случае еще нет — получать с 16 лет только категорию «М» глупо, подожду и открою сразу автомобильную.
Так что если рейды станут реальностью, вполне возможно, что вольницу курьеров на электровелосипедах удастся обуздать — совместными усилиями полиции и служб доставки. Однако главное противоречие, приводящее к авариям, — соседство велосипедов и СИМ на одних и тех же дорогах то с автомобилями, то с пешеходами — устранить так не получится. Единственный вариант — это развивать сеть велодорожек. Но они, как и Москва в целом, строятся не сразу.
Заголовок в газете: Сезон охоты на курьеров
Комментарии