Последние два года
август в Великобритании выдается особенно жарким. В 2024-м по
стране прокатились многотысячные протесты из-за убийства детей в
городе Саутпорте. Преступник был выходцем из семьи мигрантов из
Руанды. В этом году
"Раскрутка" этой темы так или иначе рискует отразиться на взаимоотношениях Лондона и Киева, а также на судьбе украинских мигрантов в Великобритании. Хотя на уровне внешней политики Туманного Альбиона касательно конфликта изменений с 2022 года не замечено, украинские подходы британского правительства могут стать заложниками антимигрантских настроений в обществе.
Причины всплеска
На всеобщих выборах 2024 года могло показаться, что Великобритания выбивается из европейских трендов
Поворот левоцентристской партии вправо — это не случайность, а закономерность, вызванная миграционной динамикой. Можно, думаю, выделить три основные причины, которые обеспечивают устойчивость антимигрантских настроений в Британии, а значит, и вероятность новой протестной активности. Это бесконтрольный рост численности иммигрантов, прибывающих в Туманный Альбион; наличие политических игроков, которые сосредоточились на критике миграционной политики британских элит и, как следствие, заинтересованы в дальнейшей раскрутке темы; отсутствие эффективных решений со стороны британского правительства.
Говоря о первом сюжете,
важно то, что на фоне озабоченности со стороны общественного
Однако оказалось, что
Брекзит миграционную проблему не решил, а лишь обострил. Так,
закрывая границы для мигрантов из "бедных" стран ЕС, Лондон, исходя
из потребностей в дешевой рабочей силе, был вынужден привлекать
мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока. Эти люди зачастую
отличаются от восточноевропейцев менталитетом и квалификацией.
Более того, если до выхода Великобритании из ЕС показатель
прибывших мигрантов держался на уровне 250 тыс. человек в год,
теперь он многократно увеличился: в районе 900 тыс. —
1 млн человек в
Отдельной проблемой стала политика в отношении беженцев. В первую очередь тех, кто попал в Великобританию нелегально — через Ла-Манш. Число лиц, пересекающих пролив на маломерных судах, значительно возросло после выхода Великобритании из ЕС. В 2018 году их было несколько сотен, а в 2022 и 2023 годах их стало 45 и 30 тыс. соответственно. Вероятно, в этом году показатель побьет рекорд трехлетней давности.
Во-вторых, на этом фоне происходит политизация миграционной проблемы. Борьба с миграцией, даже риторически, приносит хорошие электоральные дивиденды. Так, 14% голосов избирателей за Партию реформ на прошедших выборах стали рычагом давления на лейбористское правительство, поскольку грозили "увести" низкоквалифицированный рабочий класс английских регионов из-под его носа. Этот "рычаг" обеспечил курс Стармера на ограничение миграции (по заявлениям — к 2029 году) путем усложнения процедуры получения ВНЖ, въезда для ряда категорий и т.д.
Сама Партия реформ не пытается возглавить сегодняшние протесты, поскольку хочет выглядеть "рукопожатной" для британцев и дистанцироваться от крайне правых группировок, которые "правят баллом" в ходе волнений. Но "реформисты" набирают очки за счет своего жесткого звучания по миграционной проблеме и активно педалируют тему в общественно-политической дискуссии. Например, по многим опросам, Партия реформ опережает лейбористов уже на 9%. Одна из основных причин — бо́льшее доверие избирателя к первым в вопросе миграции и снижение электоральных рейтингов Стармера, исходя из его бездействия в этом вопросе.
В-третьих, ни консервативное правительство, ни лейбористское не могли и не могут предложить действенных и своевременных решений для того, чтобы прекратить потоки миграции в страну. Они имеют мощную инерцию, а экономические потребности государства, ослабленного Брекзитом, обеспечивают заинтересованность в его продолжении. Другое дело — проблема беженцев, еще и попадающих в страну нелегально. По примеру Евросоюза, который в принципе справился с острой фазой миграционного кризиса в 2016 году за счет договоренностей с Турцией, "придержавшей" сирийских мигрантов на своей территории за деньги Брюсселя, британские премьер-министры также обращаются к третьим странам. В случае экс-премьера Риши Сунака стоит вспомнить попытку договориться с Руандой и высылать туда нелегалов за вознаграждение. В случае Кира Стармера речь идет как о диалоге (с переменным успехом) с французами, так и о попытке договориться, например, с Албанией.
Управление миграцией осложняется тем, что проблема носит комплексный характер. Речь здесь не только про контроль границ и организацию мест для размещения беженцев (хотя, видимо, четырехзвездочные отели не очень для этого подходят, судя по общественной реакции), но и про социальный раскол. Противники размещения беженцев, которые выходят на улицы английских городов, встречаются с сопротивлением со стороны промиграционных и политических организаций. В прошлом году были зафиксированы и уличные столкновения. Тем самым общественный раскол в условиях растущего миграционного притока будет только нарастать, что усложняет возможности какого-либо системного управления этим процессом.
Украинский сюжет
Украинские мигранты вроде бы являются частью этого пазла, но с большой оговоркой. В Великобритании действует специальная программа Homes for Ukraine ("Дома для Украины"), которая дает волонтерам возможность предоставлять жилье украинским беженцам на три года. Приехавшим украинцам обеспечивается доступ к социальным льготам, хотя они и выходят на рынок труда. Так, по разным оценкам, Великобритания приняла от 250 до 300 тыс. беженцев с Украины после начала специальной военной операции (СВО).
При этом беженцы из Украины не бьют здесь рекорды по численности. В Великобритании их в разы меньше, чем в Германии и Польше, каждая из которых "приютила" более 1 млн. Кроме того, это в основном женщины и дети.
Вместе с тем если миграционный накал в Британии первоначально не касался Украины, то дальнейшее развитие темы создает определенные ограничения для внешнеполитического курса Лондона. По крайней мере, в долгосрочной перспективе.
Во-первых, непонятно,
как будет развиваться ситуация и будут ли оставаться в стране
легально украинские беженцы ввиду окончания срока их нахождения в
рамках "Дома для Украины". Все-таки все программы были разработаны
с учетом их временного характера. По опросам, с 2022 по 2025 год
число украинцев, планирующих остаться в Великобритании после
окончания военных действий, значительно увеличилось: c 20%
до
Во-вторых, расходы на украинских мигрантов плохо сочетаются с политикой "залатывания дыр" в бюджете и повышения налогов, сокращения гуманитарной помощи Великобритании в отношении нуждающихся стран и регионов и при повышении военных расходов. Пока это можно объяснить населению необходимостью поддержки Украины и отражения пропагандируемой "российской агрессии". Однако постепенное падение доходов среднего класса и сокращение финансирования основных государственных программ вызовут вопросы не только к новым обитателям отелей английских городов, но и к украинцам, которые остались в Великобритании.
Рискну предположить, что мы увидим мягкие попытки выдворить часть украинцев, решившихся "натурализоваться". Возможно и какое-то соглашение по украинским мигрантам с Киевом, раз уж в мировой политике сейчас в моде "сделки".
Безусловно, все это не оспорит курс Великобритании на поддержку Украины. Слишком много финансовых и репутационных ресурсов уже вложено. Однако проблема украинских мигрантов вполне скоро проявится в диалоге Лондона и Киева в условиях внутриполитического давления на британское правительство.
Комментарии