Наиболее заметные нововведения
Это, в частности, запрет на использование принадлежащих иностранным юрлицам мессенджеров сотрудниками банков, госорганов, операторов связи и маркетплейсов при общении с клиентами. Звонки с международных номеров будут иметь обязательную маркировку, к тому же человек сможет установить запрет на поступление таких вызовов. Если звонок будет поступать с российского номера, на экране телефона пользователя отобразится наименование организации. Передавать сим-карты третьим лицам будет запрещено. При оформлении микрозаймов, пользовании крупными сервисами объявлений и личным кабинетом на сайте сотового оператора связи клиенты смогут применять для своей защиты аутентификацию с помощью единой биометрической системы.
Должна будет послужить биометрия и делу обнаружения мошенников. "В государственной информационной системе <…> осуществляется в том числе хранение векторов единой биометрической системы, полученных на основании записей голосов, полученных с помощью звукозаписывающих устройств, лиц, совершающих противоправные действия с использованием сети связи общего пользования, собранных с помощью звукозаписывающих устройств уполномоченных органов и организаций, а также абонентских номеров лиц, совершающих противоправные действия с использованием сети связи общего пользования, и их жертв", — говорится в законопроекте.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в 2024 году в Сеть утекло более 710 млн записей о россиянах
Лазейки сохраняются
Кредитные организации не первый год применяют в своей работе
антифрод-системы. Эффективность их использования растет. Если в
2023 году благодаря им банкам
Новую законодательную инициативу в банковском сообществе в целом поддерживают. Правда, с сожалением констатируют, что в обсуждении законопроекта представители большинства банков не участвовали. "Попытки реализовать предложения банковского сообщества пока не увенчались успехом на 100% — а мы неоднократно предлагали и анализ речевого трафика со стороны мобильных операторов с информированием банка о подозрительном звонке клиенту, и сообщения близким о подозрительных звонках, и даже повышение тона голоса неизвестного абонента (такое предложение было положительно оценено психологами)", — сообщил ТАСС руководитель комитета Ассоциации российских банков (АРБ) по повышению уровня финансовой грамотности Максим Семов.
По его мнению, законопроект имеет хорошую перспективу — особенно в части оперативного взаимодействия государственных органов и банков. "Достаточно будет только ввести уже предлагавшееся банковским сообществом автоматическое информирование банка об имевшем место продолжительном звонке клиенту, после которого клиент совершает подозрительную операцию (а характеристики таких операций известны), — и количество операций без добровольного согласия клиента значительно снизится", — считает он.
Вместе с тем Максим Семов полагает, что список мер, содержащихся в документе, недостаточен. В нем, в частности, не хватает ответственности за дропперство (обналичивание и посредничество в осуществлении операций с денежными средствами, полученными преступным путем). Необходимо также расследование даже самых незначительных переводов украденных средств (по статистике, более 70% украденных денег — это суммы, не превышающие 100 тыс. рублей, 55% сумм не превышают 15 тыс. рублей).
Международный опыт
Попытки бороться с киберпреступлениями активно предпринимаются и в других странах. Однако, как говорит эксперт, эффективной модели в мире пока не придумали. Например, в Израиле пытались оценивать состояние клиента при телефонном звонке. "Но это неработающая модель. Звонят люди, которым банк остановил платеж. Тут уж каждый будет взволнован. Мы применяем практики, основанные на похожем подходе, но мы теснее поработали с психологами. Скажем, есть модели общения, взятые у служб доверия, психологические приемы, позволяющие помочь клиенту, поэтому у нас качество повыше", — рассказывает он.
В большинстве стран так или иначе реализована система единого окна — созданы ресурсы, позволяющие аккумулировать данные о мошенниках и обмениваться ими между ведомствами. Как правило, эти службы курируются силовыми ведомствами. Так, в Германии Федеральное управление уголовной полиции (Bundeskriminalamt) организовало горячую линию по борьбе с мошенничеством "Один звонок", выполняющую три функции: прием сообщений о подозрительных финансовых операциях, предоставление индивидуальных консультаций специалистами, направление дел в профильные органы для дальнейшего расследования.
В Великобритании создан Национальный центр регистрации
случаев мошенничества и киберпреступлений (
В США работает схожая структура —
В Сингапуре при полиции действует центр
Наконец, Австралийская комиссия по конкуренции и защите
потребителей создала ресурс
Профилактика в приоритете
По словам Максима Семова, международное сотрудничество между ведомствами, занимающимися борьбой с противоправными действиями, в том числе в области финансового мошенничества, в настоящее время продолжается, несмотря на политические разногласия.
"Но, к сожалению, идея нанесения России ущерба с помощью криминальной инженерии в некоторых странах Европы сейчас является если не национальной идеей, то никак не пресекается со стороны государств. Приемы воздействия на граждан, отточенные на финансовом мошенничестве, начали применяться и в более серьезных, общественно опасных преступлениях. Тут необходима мощная профилактика, в том числе и в сфере финансовой грамотности граждан", — добавляет он.
Эксперт полагает, что профилактика, основанная на практическом опыте людей, профессионально занимающихся банковской деятельностью, должна стать основным базисом, на котором должна строиться вся работа по противодействию мошенничеству. Какими бы ни были меры, содержащиеся в новом законе, финансовая грамотность остается главным способом противостояния мошенникам.
"Взять, например, запрет на общение через мессенджеры. Отличная идея. Но мы и так уже устали говорить, что банк не будет звонить клиенту по вопросу перевода денег на безопасный счет. Все равно слушают и несут свои деньги. Все равно пугаются и верят. Иными словами, неплохо всегда помнить слова классика, который сто лет назад написал: "Никогда не разговаривайте с неизвестными", — заключает руководитель комитета АРБ.
Евлалия Самедова
Комментарии