Редакция сайта ТАСС
НОВОСИБИРСК, 14 октября. /ТАСС/. Жители Новосибирской области с начала года потеряли из-за кибермошенников более 2 млрд рублей, возместить пострадавшим удалось лишь 20 млн рублей. Об этом сообщила в пресс-центре ТАСС начальник отдела по надзору за следствием в органах ГУ МВД прокуратуры региона Елена Бажал.
"По-прежнему остается высоким ущерб от преступлений - это свыше 2 млрд рублей. Принимаются меры по возмещению данного ущерба в добровольном порядке и путем изъятия имущества у обвиняемых и подозреваемых. Возмещен ущерб на сумму 20 млн рублей, наложен арест на имущество на сумму свыше 26 млн рублей", - сказала она. По ее словам, прокуратура усилила работу по возврату украденного
Одна из распространенных схем - взлом аккаунта на "Госуслугах" с последующим оформлением кредитов на имя пострадавших, отметила Бажал. Также мошенники рассылают фишинговые ссылки, звонят под предлогом замены домофона или шлагбаума, совершают аудио- и видеозвонки в мессенджерах от имени правоохранительных органов.
Основная причина успеха мошенников - не слабая защита информационных систем, а манипулирование людьми. "Практика показывает, что основной процент совершения кибермошенничества и преступных действий связан не столько с защищенностью информационных систем <...> Большинство случаев - это социальная инженерия, то есть вхождение в доверие к людям", - сказал министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь. В области действует ряд образовательных программ для уязвимых групп: "Школа инфобеза" для школьников, специальные занятия для пожилых людей и федеральный проект "Урок цифры", охвативший более 400 тыс. учащихся Новосибирска, добавил министр.
Преступники используют доверчивость и невнимательность граждан, а также низкий уровень их цифровой и финансовой грамотности, добавил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Павел Вернер. Защититься от мошенников помогут технические меры: установка двухфакторной идентификации на портале "Госуслуг", использование разовых паролей в мессенджерах и блокировка звонков с неизвестных номеров. При этом важно помнить, что сам Центробанк никогда не выходит на связь с гражданами через мессенджеры или звонки. "Центральный банк с физическими лицами не работает и никому не звонит. Мы не звоним, не рассылаем документы, не общаемся в мессенджерах", - подчеркнул Вернер.
Комментарии