В Доме кино Союза кинематографистов в Москве завершилась церемония прощания с
народным артистом РСФСР Владимиром Меньшовым. Об этом сообщает
РИА Новости в четверг, 8
июля.
Отмечается, что кинематографиста проводили продолжительными
аплодисментами. Его похоронят на Новодевичьем кладбище.
","caption":"«Человек на своем месте», 1972 год","credits":"Кадр:
фильм «Человек на своем месте» / РИА Новости
"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114553964/original_3f86874406bcbf5c695c20db4ff7def5.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114553964/pic_8fb1c8a93be5f6839033fec75825ff7d.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"В
качестве режиссера Меньшов впервые попробовал себя в 1968-м, сняв
короткометражку «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или
Утраченные грезы», а первый полнометражный дебют его вышел только
восемь лет спустя. Школьную драму «Розыгрыш» с Евгенией Ханаевой,
Дмитрием Харатьяном, Андреем Гусевым и Натальей Вавиловой Меньшов
снял в возрасте 37 лет. Картина о противостоянии двух школьников (а
на деле — двух кардинально различных взглядов на жизнь) имела в
СССР оглушительный успех. Роль в «Розыгрыше» принесла всесоюзную
популярность Харатьяну, который, по его словам, оказался попросту
не готов к такой известности: «Я, ни о чем не подозревая, выхожу из
дома, а люди как-то странно смотрят на меня, говорят: \"О, это же
тот самый парень из «Розыгрыша»\". Успех у картины был
ошеломляющий». \n\nМеньшов рассказывал, что полнометражный дебют
для него оказался самым сложным фильмом: «У меня ведь еще не было
опыта режиссуры. А пришлось иметь дело с непрофессионалами. И это
было решение серьезное, потому что приходили мальчишки, совершенно
не имевшие никакого опыта, даже в самодеятельности. [...] Я прыгал
перед ними, изображая всех, играя, потом смотрел, как они это
делали, поправлял. Слава богу, у меня было актерское образование,
оно мне немножко помогло».\n\nСвой непрофессионализм Меньшов ловко
компенсировал дерзостью — к примеру, отказываясь от монтажных
склеек между эпизодами фильма и внедряя вступительную песню в
титрах в сюжет картины. \n\n","caption":"«Розыгрыш», 1976
год","credits":"Кадр: фильм
«Розыгрыш»"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705113132432/original_779b7024df037b9dcb7812a2b9302142.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705113132432/pic_bec5d96e9d775edfc3cd0ec8f4d720aa.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"«Москва
слезам не верит» — главный успех не только Меньшова как режиссера,
но и советского кинематографа в принципе. Картина, вышедшая в 1979
году, получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном
языке». Режиссер на вручение награды не явился — в те времена он
был «невыездным», никакой речи о поездке в Лос-Анджелес и быть не
могло. Меньшов о своей победе на «Оскаре» узнал из передачи
«Время», поначалу посчитав это розыгрышем: об итогах церемонии,
прошедшей 31 марта, в советских новостях объявили 1 апреля.
«Москва слезам не верит» стала самой кассовой в СССР картиной
(позже этот рекорд побили «Пираты XX века»), а его звезды Алексей
Баталов и Вера Алентова — ни много ни мало знаменитостями с
мировыми именами. К Алентовой, с которой Меньшов обручился еще
в 1962 году, режиссер относился на съемках чрезвычайно
требовательно — опасался, что его обвинят в «протаскивании» супруги
в картину по блату. \n\nОглушительному успеху предшествовала масса
критики: «Москву...» называли дешевкой и халтурой, спекулирующей на
пошлых, избитых темах. Меньшов эту критику принимал очень близко к
сердцу, однако народный успех картины расставил все на свои места:
«Говорили, что это халтура, дешевка, мол, каждый из нас может снять
такую картину, но нам не позволяет хороший вкус. А этот, надо же,
рискнул, пошел против общепринятого вкуса, снял индийское кино, и
за это его зритель полюбил!»","caption":"«Москва слезам не верит»,
1979 год","credits":"Кадр: фильм «Москва слезам не
верит»"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705112856207/original_3c6c999ad9854145fed248a8ee742854.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705112856207/pic_36be5b8a70ee02d5436f8507c08ca324.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"Второй
культовый фильм Меньшова «Любовь и голуби» — экранизация хитовой в
те времена пьесы Владимира Гуркина. Выход картины сопровождался
трудностями: в 1980-е в СССР разворачивалась борьба с пьянством, и
персонаж фильма дядя Митя в исполнении Сергея Юрского, не
упускавший возможности выпить, худсовету не понравился. Меньшов все
же отстоял свою картину — помогли предыдущие заслуги и то, что
война с алкоголизмом в Союзе быстро сошла на нет. Режиссер позже
сожалел, что из-за задержки с премьерой «Любовь и голуби» не
получили номинации в различных кинопремиях и упустили шанс
завоевать «Оскар». \n","caption":"«Любовь и голуби», 1984
год","credits":"Кадр: фильм «Любовь и
голуби»"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705113619139/original_614d2c1612de5632282fc184d2f453b6.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705113619139/pic_39129d9b40fae5253e9db9ce5429ce84.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"В
комедию Геральда Бежанова «Где находится нофелет?» Меньшов попал
совсем уж случайно, — на него в буфете Дома кино натолкнулся
сценарист фильма Анатолий Эйрамджан. Кинематографисты тогда искали
актера на главную роль инженера Павла, однако поиски были
безуспешными. Меньшов, заметив пристальный взгляд Эйрамджана,
смутился и уронил эклер в кофе. Тогда сценарист понял, что именно
такой образ необходим для его комедии. ","caption":"«Где находится
нофелет?», 1987 год","credits":"Кадр: фильм «Где находится
нофелет?»"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705113917381/original_068c5b7e05dce75670b0dd419d65dcdd.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705113917381/pic_1517384082ee724150733695ddc37c85.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"После
выхода «Любовь и голуби» Меньшов на целых десять лет отошел от
кинорежиссуры — не мог найти подходящего сценария. Когда сценаристы
Андрей Самсонов и Виталий Москаленко попросили его отредактировать
фарс-комедию о братьях-близнецах, Меньшова так затянул этот
процесс, что он понял: фильм должен снять он. Именно «Ширли-мырли»
режиссер впоследствии называл своей главной сценаристской удачей, а
также «очень смелой акцией». ","caption":"«Ширли-мырли», 1995
год","credits":"Кадр: фильм
«Ширли-мырли»"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114032619/original_8eef6efad02f6a2c81c262b3478e3106.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114032619/pic_890f898f92ebe7db287e36c0aca3b884.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"В
2000-е одной из самых ярких и запоминающихся, хоть и второстепенных
ролей Меньшова стал светлый маг Гесер в хитовой дилогии Тимура
Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Меньшов признавался,
что съемки в фантастических блокбастерах заставили его думать об
окончательном уходе из режиссуры — по его словам, он попросту не
понимал, как придумывались и создавались спецэффекты в этих
картинах. ","caption":"«Ночной дозор», 2004 год","credits":"Кадр:
фильм «Ночной
дозор»"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114458983/original_4599bb951c4c1b2824d588ffa125be86.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114458983/pic_b4d31732fc07dfc8552cdff2945fa1c1.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"«Зависть
богов» стала последней завершенной киноработой Меньшова, которую он
называл своим «лучшим фильмом с точки зрения профессионального
владения мастерством». Фильм, впрочем, не был успешен ни в прокате,
ни на фестивалях, что Меньшова, по его признанию, сильно задело.
\n","caption":"«Зависть богов», 2000 год","credits":"Кадр: фильм
«Зависть
богов»"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114244072/original_a2e0ed59147c93477b8a19ca8541dafb.jpg","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2021/07/05/11/20210705114244072/pic_fc062a47f087efc83223debe25c9499d.jpg","preview_width":620,"preview_height":416,"original_width":940,"original_height":630,"alt":"Последним
высокобюджетным фильмом с участием Меньшова стала спортивная драма
«Легенда №17». В нем артист сыграл аппаратчика-интригана из ЦК
КПСС, который плетет интриги вокруг тренера Тарасова. С годами
Меньшов все чаще появлялся в кино в образе консервативного
чиновника или начальника из силовых структур — способствовали этому
и возраст, и, возможно, его активное участие в политической жизни
России. Меньшов выступал доверенным лицом «Единой России» и
Владимира Путина на выборах, был председателем Общественного совета
при ФСИН России и даже собирался баллотироваться в Госдуму.
","caption":"«Легенда №17», 2013 год","credits":"Кадр: фильм
«Легенда №17»"}]" data-link-gallery="true">
Единственным членом семьи Меньшова, произнесшим речь на траурной
церемонии, стал его внук Андрей Гордин.
Меньшов умер 5 июля в возрасте 81 года из-за
осложнений, связанных с коронавирусом. Он снял такие фильмы, как
«Ширли-мырли», «Розыгрыш» и «Любовь и голуби», а также оскароносную
ленту «Москва слезам не верит».
Комментарии