От Калининграда до Южного полюса
В свое первое путешествие в качестве врача на корабле Николай Коломиец отправился из Калининграда, куда перебрался из родного Казахстана. В рамках контрактов медик успел посетить Мавританию, Марокко, Чили, Фарерские острова. Но самым запоминающимся для него стал поход на Южный полюс, где команда по контракту добывала криля. Круглосуточная работа, суровые погодные условия и трудности жизни на борту рыболовецкого судна в течение четырех месяцев не испугали Николая — желание увидеть ту сторону света, куда он вряд ли бы попал туристом, оказалось сильнее.
Когда ему предложили работу по контракту в районе Южного полюса, его пароход находился в Чили — тогда как раз завершился сезон рыбной ловли. Жесткого отбора для моряков не было: все, что от них требовалось, — быть готовыми к суровым условиям, в которых им придется жить несколько месяцев.
Команде предстояло ловить криля, делать из него муку, вытапливать жир. У Николая была другая работа — он должен был следить за состоянием экипажа и реагировать, если кому-то понадобится медицинская помощь.
Травмы, паралич, морская болезнь
Чаще всего Николаю приходилось сталкиваться с различными травмами, в том числе ушибами, рваными и резаными ранами, некоторые приходилось зашивать.
На втором месте по популярности причин для обращения к врачу на корабле — простудные заболевания, пневмония, бронхит.
"Если происходило что-то серьезное, человека освобождали на какое-то время от тяжелого труда, переводили на более легкий. Позже он заново вставал в строй
Поход на Южный полюс оказался достаточно спокойным для него, хотя за свою карьеру он успел подготовиться к чрезвычайным ситуациям.
"Мы шли из Мавритании в Панаму, идти нужно было месяц. Буквально через три дня после выхода из Мавритании у нас парализовало боцмана. Хороший такой парень из Владивостока, на том пароходе очень долго работал. Нам повезло, что мы проходили возле Гваделупы, через агента связались с властями и заказали вертолет санавиации, он прилетел буквально в течение четырех часов. Боцмана эвакуировали в Гваделупу, и он пошел на поправку", — рассказывает судовой врач.
Но самый популярный недуг в таких условиях — морская болезнь. В первые трое суток плавания ей страдают практически 99% экипажа, а 50% переносит ее всю первую неделю.
"Это очень неприятное ощущение, которое даже препаратами не у всех купируется. Нужно просто дождаться, пока организм привыкнет. Через неделю-две все становится на место. Вестибулярный аппарат успокаивается, и состояние человека приходит в норму", — объясняет он.
Но, несмотря на то что в первые дни работы нелегко приходится почти всем членам экипажа, работа на судне не прерывается ни на секунду. Даже если человеку плохо, он все равно выполняет свои обязанности.
"Я сам первые две недели страдал очень сильно. И рвота была, и я похудел. Было ужасно, я был удивлен, что организм так это переносит. Но потом в один день просто проснулся — и все. Появился аппетит, прямо такой зверский. И все, и перестало качать. Организм привык. Потом в других походах состояние будет восстанавливаться быстрее. Если вы будете долго сидеть на берегу, а потом пойдете в рейс куда-нибудь на север, где погодные условия оставляют желать лучшего, то, конечно, все это придется пройти заново, но уже это будет протекать не так долго и тяжело", — говорит врач.
Без выходных и отгулов
На экипаж из 78 человек приходился лишь один врач. Судно находилось в четырех днях от берега, поэтому Николай мог рассчитывать только на самого себя. Его рабочий день был ненормированным, ему приходилось всегда быть на чеку и быть готовым оказать помощь в любую минуту.
"Никаких выходных, никаких отгулов доктору на пароходе не полагается. Если кому-то было плохо или что-то было нужно, ребята приходили в любое время дня и ночи. Никто не терпел, не ждал утра. Я работал круглые сутки, это очень утомительно. В морях несладко, в моря идут не за романтикой, а за работой", — признается он.
Напряжение врач испытывал все время пребывания на борту — вплоть до окончания контракта.
"Заканчивается контракт, сходишь на берег, и только тогда можно вздохнуть полной грудью. А так ты всегда в напряжении, всегда готов, всегда чего-то ждешь. Даже когда встаем на якорь, когда ловим криля, стараюсь практически никуда не отлучаться, находиться на своем месте, потому что это считается опасной операцией, может произойти все что угодно. Поэтому ты всегда на низком старте", — рассказывает Коломиец.
Спортзал, еда и красивые закаты
И все же главная цель плавания для Николая была достигнута — он побывал в Антарктиде. Впрочем, разглядеть ее было сложно: поход пришелся на зимний период, поэтому экипаж почти три месяца находился в кромешной темноте.
"Берег можно было разглядеть буквально на 15 минут за целые сутки. Время года, конечно, не очень приятное, депрессивное. И погодные условия там не очень хорошие: сильный ветер, очень много снега. Зато очень красивые закаты и восходы, солнце появляется буквально на 10 минут и прячется. Если выйдешь на палубу в это время, то можешь успеть что-то разглядеть, хотя в такой холод выходить не очень хотелось", — вспоминает медик.
Возможность немного отдохнуть и прийти в себя от непрерывной работы у него все же была. Отвлекаться ему помогал спортзал на борту и вкусная еда на шведском столе.
"Наверное, на этом развлечения заканчиваются. На самом деле ты изначально настраиваешься на максимально плохо, чтобы потом оказалось максимально хорошо. И в итоге правда было хорошо, особенно вернуться домой. Это всегда праздник — встретиться с семьей, которая тебя ждет четыре месяца. Но, несмотря ни на что, это тот опыт, который я готов повторить, и планирую поехать еще", — заключает Коломиец.
Лидия Мисник
Комментарии