ПЕТРОЗАВОДСК, 14 марта. /ТАСС/. Выставка агитационных и пропагандистских материалов времен Великой Отечественной войны "На пути к Победе!" открылась в музее ИЗО Карелии. Экспозиция посвящена 80-летию Победы, сообщила ТАСС куратор выставки Юлия Апроду.
"Выставка называется "На пути к Победе", мы решили создать экспозицию, наверное, впервые в нашем музее, посвященную наглядной агитации. Через героический, сатирический плакат, карикатуру, листовку и, конечно, печатную прессу хотели привлечь внимание посетителей к теме войны, поскольку в этом году мы отметим 80-летие победы в Великой Отечественной. Нам важно было проследить историю военных лет через советскую пропаганду и агитацию", - рассказала собеседница агентства.
На выставке презентовали более 60 произведений, в том числе порядка 30 оригинальных работ. Это литографии, автолитографии, тиражная печать и графика
"Конечно, в то время это был "третий фронт". В тылу, на передовой шла подготовка этих материалов, которые распространяли в каждом блиндаже, в партизанских отрядах, даже за рубежом. Это была серьезная идеологическая борьба, важное оружие для подъема духа солдат, всего советского народа. Мне важно было показать самые "воюющие" плакаты. "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Кукрыниксов, "Родина-мать зовет!" Ираклия Тоидзе. Также важно, пусть и в репродукции, показать плакат "Ты чем помог фронту?" известного автора Дмитрия Моора, который он переделал из своей известной работы времен Гражданской войны "Ты записался добровольцем?" Нам важно было создать выставку с высоким патриотическим посылом, чувством гражданственности", - сказала Апроду.
Этим целям в годы Великой Отечественной войны также служили карикатуры, сатирические плакаты и листовки, высмеивающие врага.
"Там, где смешно, уже, наверное, не страшно. Здесь, в частности, важны работы творческого объединения ленинградских художников "Боевой карандаш". Во время войны и особенно блокады ежедневно собиралась редколлегия, выбирала лучшие эскизы. Работа не останавливалась, несмотря на голод и холод. Другое объединение, Кукрыниксы, выступили инициаторами создания творческого объединения "Окна ТАСС". У них были трафаретные крупногабаритные плакаты, лучшие экземпляры издавались большими тиражами. А "Боевой карандаш" - это печатная графика небольшого формата, общий тираж доходил до 2 млн экземпляров", - отметила куратор выставки.
Отдельное внимание организаторы выставки уделили карельским художникам, создателям и участникам творческого объединения "Карелфин ТАГ".
"Во время Великой Отечественной войны Карело-Финская ССР почти вся была оккупирована финнами. И уже в 1940 году образовалось агентство "Карелфин ТАГ". Главные художники, которые выступили тогда иллюстраторами, создателями плакатов, карикатур, это, конечно, Константин Буторов, Ксения Осипова. И здесь самая главная тема, кроме воодушевления советского народа на борьбу с врагом - отношения между Финляндией и Германией. На одной из карикатур мы видим, что Финляндия изображена в виде курицы, которую ощипывает Гитлер. Мы знаем, что Суоми поставляла сырье для военной промышленности Третьего рейха, а в ответ не получала, в общем-то, ничего", - сообщила Апроду.
По ее словам, Константин Буторов - один из известнейших плакатистов Карелии, организатор объединения "Окна Карелфин ТАГа" по аналогии с "Окнами ТАСС". Его графические работы выставлялись в штабе Карельского фронта рядом с военными сводками. Творчество Ксении Осиповой, в частности, было посвящено восстановлению Карелии, Петрозаводска после освобождения от финских оккупантов.
Выставка "На пути к Победе!" будет работать в музее изобразительных искусств Карелии до 25 мая 2025 года.
"Окна ТАСС" - серия советских агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны. Считаются преемником "Окон сатиры РОСТА" (Российского телеграфного агентства, так в Гражданскую войну назывался ТАСС). Среди авторов стихов и иллюстраций были Владимир Маяковский, Михаил Черемных и Иван Малютин.
Впервые плакаты "Окон ТАСС" были напечатаны 27 июня - на пятый день после начала Великой Отечественной войны. За первый военный месяц редакция выпустила 119 плакатов, тираж составил 7,2 тыс. экземпляров. Коллектив работал без выходных, работа не останавливалась ни на час.
Комментарии