Редакция сайта ТАСС
На самолет мигом
Глава Минтранса Андрей Никитин 2 октября о том, что применение биометрии в российских аэропортах может начаться в течение нескольких лет, а до конца этого года планируется провести апробацию системы идентификации пассажиров. На сайте ведомства , что биометрические технологии будут внедряться Минтрансом и Минцифры совместно с Центром биометрических технологий (ЦБТ) и авиакомпанией "Аэрофлот" для повышения уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Четырехстороннее соглашение было подписано на полях форума "Цифровая транспортация".
Читайте также
Бутылка за "улыбку": новая система продажи спиртного может появиться в России

ЦБТ является оператором государственной информационной (ЕБС), предоставляющей такие услуги, как бесконтактная оплата покупок, проезд в транспорте, дистанционное открытие бизнеса, обслуживание в МФЦ, заселение в гостиницу без паспорта и ряд других
"Чтобы им воспользоваться, потребуется заранее зарегистрировать свои данные и разрешить использование биометрии при посадке на самолет. Ожидаем, что биометрия станет альтернативой паспорту при прохождении предполетных процедур. При этом пассажир всегда сможет выбрать, как именно проследовать на посадку — по биометрии или с использованием удостоверения личности", — уточнили в компании-операторе.
Пилотной площадкой для тестирования сервиса станет аэропорт Пулково (Санкт-Петербург). "На сегодняшний день аэропорт уже оснащен необходимым оборудованием", — сообщили в ЦБТ. Кстати, Пулково стал одним из первых аэропортов в России, внедрившим систему прохода в бизнес-залы, рассказал ТАСС исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "В апреле этого года оператор аэропорта провел опрос, который показал, что 60% его пассажиров готовы предоставить свои биометрические данные для того, чтобы проходить процедуры по биометрии", — отметил он.
Петь в аэропорту не обязательно
Для того чтобы в системе, необходимо иметь смартфон с камерой и микрофоном и учетную запись на "Госуслугах". Пользователю нужно скачать приложение "Госуслуги Биометрия", подтвердить свою учетную запись на "Госуслугах", сделать селфи и три записи голоса. В аэропортах, по мнению экспертов, сверка голоса, скорее всего, не потребуется.
Читайте также
Во всех метрополитенах России внедрят оплату по биометрии до конца 2025 года

"Похожие сервисы уже реализованы в аэропортах ряда стран, и основное средство идентификации в них — фотофиксация. Это связано, во-первых, с информацией, которая хранится на электронном чипе биометрического паспорта пассажира. Во-вторых, в аэропортах достаточно шумно, поэтому голос может быть изменен или не распознан с первого раза", — объяснил ТАСС руководитель группы аппаратных исследований "Бастион" Иван Глинкин.
Бизнес-консультант по безопасности Positive Technologies Алексей Лукацкий также полагает, что на внутренних рейсах система будет реализована как и в других местах, где уже осуществляется оплата по лицу: "Считывается изображение лица, голос не используется, и это является неким предъявлением идентификационной информации, которая и используется в дальнейшем для пропуска пассажира".
Если биометрия будет распространена и на международные рейсы, по мнению эксперта, может быть применена система, которая уже используется в московском аэропорту Шереметьево. "Там реализована биометрическая проверка граждан. Они вкладывают свои паспорта в считыватели, а потом стоят перед камерой и отмечают своим пальцем соответствующий сенсор, а система сравнивает то, что предъявил пассажир, с тем, что записано в биометрическом паспорте", — говорит Лукацкий.
Международный опыт использования биометрии в аэропортах уже существует. "Частично такой подход достаточно давно практикуется на Ближнем Востоке, в частности в Дубае, — рассказал Иван Глинкин. — При первом пересечении границы происходит идентификация с помощью биометрии, после чего можно не стоять в очереди на паспортный контроль". При следующем визите в аэропорт достаточно посмотреть в камеру, и система автоматически фиксирует прибытие пассажира, как если бы он лично прошел паспортный контроль.
Бонусы для всех
По мнению Олега Пантелеева, главная цель нововведения — обеспечить комфорт пассажира. При этом безусловную выгоду извлекут из использования биометрии и аэропорты, и авиакомпании. "Сейчас пассажир, проходя в аэропорту различные процедуры, должен неоднократно предъявлять идентифицирующий личность документ, чаще всего паспорт или загранпаспорт. На внутренних рейсах это происходит на стойке регистрации и на предполетном досмотре, в ряде случаев — при выходе на посадку, совместно с посадочным талоном. То есть на каждом этапе пассажиру нужно остановиться, предъявить паспорт или заменяющий его документ, посадочный талон или QR-код, и всякий раз это связано с потерей времени", — говорит эксперт.
Установка электронного турникета с системой распознавания лица, по его словам, позволит сделать так, чтобы пассажиру не приходилось на каждом этапе доставать документы, что увеличит пропускную способность и одновременно снизит нагрузку на персонал. "Оборудование и прикладное ПО, конечно, дороги. Но все, что связано с заменой человека на автоматизированную систему, в аэропортах, как правило, окупается и дает экономический эффект, — отмечает Пантелеев. — Для авиакомпании это тоже бонус. Если оператор аэропорта будет тратить меньше, есть вероятность того, что и аэропортовые сборы несколько сократятся".
Также авиакомпании смогут сократить время стоянки и посадки пассажиров, что снизит их расходы на пребывание в воздушной гавани. Именно на этом во многом построена ценовая политика лоукостеров.
Риски и перспективы
Олег Пантелеев полагает, что вероятность возникновения ошибок у биометрической системы гораздо меньше, чем у человека, поэтому риски возникновения эксцессов минимизируются. В то же время специалисты в сфере кибербезопасности считают, что Единая биометрическая система на сегодняшний день не лишена уязвимостей. Одна из них является оборотной стороной главного преимущества ЕБС, а именно ее централизованного устройства.
Читайте также
Опыт Пулково по применению биометрии масштабируют на другие регионы

"У любой централизованной системы всегда есть точка отказа. Мы знаем о примерах, когда из-за кибератаки на время выходили из строя "Госуслуги" либо единая система идентификации и аутентификации. Любая централизованная система, к сожалению, обречена на потенциальные сбои как по внутренним причинам, так и по внешним", — говорит Алексей Лукацкий. Также, по его словам, до сих пор нет ясности относительно того, как действовать гражданину, если его данные из системы утекут.
В ИБП отметили, что "выводы о возможности масштабирования (нововведения — прим. ТАСС) будут сделаны по завершении тестирования сервиса". И здесь, по мнению Лукацкого, многое зависит от того, сколько пользователей будут готовы сдать биометрию и пользоваться этим механизмом для прохода в аэропортах. Кстати, по последним Сбера, популярность услуги "Оплата улыбкой" в 2025 году резко возросла. С середины 2023 года сервисом воспользовались 4,4 млн уникальных пользователей. Рост числа пользователей в 2025 году составил 169%.
Евлалия Самедова, Екатерина Мамедова
Комментарии