Когда пишешь отзыв об очередной части какой-нибудь многомиллионной франшизы, невольно ощущаешь себя Дон Кихотом, борющимся с ветряными мельницами. Что бы ты ни написал, такие фильмы в нашем новом мире бесконечных сиквелов, приквелов и спин-оффов будут по-прежнему собирать деньги, а студии продолжат их снимать. Так что сопротивляться этому движению бесполезно — огромная студийная машина продолжит работу, перемалывая в своих жерновах новые и старые сюжеты, актеров, сценаристов и каскадеров в поиске все новых способов оглушить зрителя и забрать его деньги.
"Форсаж-9" — десятая часть (если считать фильм "Форсаж: Хоббс и Шоу") самой прибыльной франшизы Universal, которая была запущена 20 лет назад. За это время фильмы об обаятельных преступниках на крутых тачках превратились в настоящие шпионские детективы, где неряшливые сюжеты компенсировались масштабным экшеном. Режиссер Джастин Лин настолько удачно подхватил франшизу еще на заре с третьей частью "Тройной форсаж: Токийский дрифт", что затем снял еще три и на время удалился от дел. В девятом фильме он снова в режиссерском кресле, чтобы вернуть историю на круги своя, откуда она, к неудовольствию многих, начала отклоняться от предыдущих двух частей.
Дом (Вин Дизель) и Летти (Мишель Родригес) живут вместе с сыном в уединенном доме и не очень жалуют посетителей. Семейной идиллией они будут наслаждаться недолго — к ним приезжают старые друзья Роман Пирс (Тайриз Гибсон) и Тедж Паркер (Крис Бриджес) и показывают видео, которое успел записать Мистер Никто (Курт Рассел) перед тем, как погибнуть при крушении самолета
Удивительно, насколько большинство брутальных франшиз Голливуда на поверку оказываются мыльными операми. Лин вместе со сценаристом Дэниэлом Кэйси использует трюк из "Звездных войн" Джорджа Лукаса с их знаменитым "Люк, я твой отец", который оценили бы лучше продюсеры Болливуда
"Форсаж-9" громко пропагандирует семейные ценности, несколько раз проговаривая вечные истины о том, что без семьи людям приходится худо. Но это только начало — к нескольким длинным флешбэкам в историю семьи Торетто добавляются очередные шпионские игры по обладанию суперсовременным оружием Аресом (где же Чудо-женщина? Самое забавное, что Галь Гадот здесь тоже появится, но не в роли божественной амазонки), воссоединение (и даже воскрешение) старых боевых товарищей, многочисленные погони по всей планете и даже вне ее пределов! Лин берет зрителя на износ, обрушивая на него детали, города, взрывы, трюки и персонажей из предыдущих фильмов. Например, финальная погоня проходит на улицах Тбилиси. Почему Тбилиси? Ну а почему бы и нет!
Современные боевики все больше становятся похожи на компьютерную игру, где героям нужно выполнить ряд заданий и столкнуться лицом к лицу с главным злодеем в финальной схватке, поэтому в плане сюжета здесь особо не развернешься. Даже, казалось бы, великий интеллектуал и изобретатель Кристофер Нолан в своем "Доводе" ограничился примерно такой же схемой. Потому что сюжет уже не важен, его ты подсознательно знаешь заранее, еще до похода в кинотеатр, а вот что ты сможешь "налепить" на эту незамысловатую историю — другой вопрос. Тот же Нолан инвертирует энтропию, а авторы "Форсажа-9" из фильма в фильм придумывают все более безумные и неправдоподобные трюки. Команда Дома едет через минное поле и не взрывается, летает на машинах по воздуху и в безвоздушном пространстве, переворачивает гигантские бронированные грузовики с помощью магнитов и показывает законам физики большой и задиристый кукиш.
На самом деле сетовать на то, что трюки в современных боевиках смотрятся нереалистично, практически дурной тон. Когда идешь на зрелищную картину, нужно заранее оставить любое критическое и логическое мышление дома. Тем более сейчас модно создавать собственные вселенные. Вот и про "Форсаж" можно было бы сказать, что он создал свою — с совершенно другими физическими законами
Но самое смешное, что даже им картина не подчиняется! Законов в "Форсаже", хотя бы самых базовых, вовсе нет и, скорее всего, не будет. Остается только развести руками и смириться с наглостью создателей фильма. Тем более что они действительно вкладывают огромные ресурсы и силы в постановку каждой экшен-сцены. Например, подготовка к съемкам эпизода, где машина пробивается через здание и врезается в грузовик, заняла целых восемь месяцев, но, честно говоря, большинство трюков в фильме все равно выглядит как CGI, даже если они и были выполнены в реальности.
Логике не подчиняется и семейное положение Дома и Джейкоба, потому что в родство Вина Дизеля и Джона Сины поверить еще сложнее, чем в полет на Pontiac в космос. А драма при этом между ними разворачивается нешуточная, разумеется, в силу актерских способностей двух экшен-звезд. Персонажа Сины решили не прописывать, поэтому он там просто плохой, злой и очень серьезный, а Дизель со временем и вовсе стал напоминать гору мускулов на шарнирах. Видимо, от актера требуется такая сосредоточенность во время произнесения реплик, что не двигается не только его лицо, но и вообще все тело. Тем свежее смотрятся Брайан Маркос и Финн Коул в ролях молодых братьев, а флешбэки в 1989 год с уличными гонками, возвращающие франшизу к истокам, — увлекательнее и честнее, чем все многомиллионные погони, вместе взятые. Пара Пирс — Паркер весь фильм исполняет унизительную роль шутов, зато у женских персонажей Летти и Мии (Джордана Брюстер) наконец-то появилась возможность показать свои боевые навыки.
При этом франшиза прекрасно знает о том, что окончательно обнаглела, поэтому периодически ломает четвертую стену, чтобы иронично прокомментировать происходящее. Правда, эти комментарии никак не сказываются на действии, и, зная все свои грехи, фильм продолжает скатываться в бездну безумия и безвкусицы. Кто-то мог бы обвинить "Форсаж" в том, что он делает нас всех немного глупее, а кто-то назовет его веселым летним блокбастером. Но на чьей бы стороне вы ни оказались, франшиза все равно останется выше суждений, сожалений и законов логики, продолжая махать жерновами и разгонять ветер.
Комментарии