Переговоры России и США с Украиной по вопросу завершения боевых действий остаются центральными в мировой политике. Помимо вопроса условий прекращения огня выделился отдельный экономический трек. В частности, Вашингтон продолжает настаивать на том, что Украина должна компенсировать США затраты на оказанную ранее военную и финансовую помощь. Первая попытка подписать сделку "по редкоземельным металлам" была сорвана скандальной беседой Зеленского и Трампа в Белом доме 28 февраля.
США заинтересовала украинская энергетика
После давления команды Трампа на Киев, украинское руководство стало более сговорчивым. Но и сделка, предлагаемая США, тоже изменилась, и не в пользу Украины. Теперь речь идет не только, а может и не столько о редкоземельных металлах (вероятно, до американского руководства дошла информация об отсутствии запасов большинства заявленных элементов на украинской территории), а о контроле над транспортной и энергетической инфраструктурой.
Вашингтон обращает внимание на те объекты, которые могут здесь и сейчас генерировать прибыль. К перечню таковых относятся атомные электростанции
Поэтому для повышения рентабельности владения такими станциями новые собственники будут лоббировать повышение тарифов. Уже сейчас создается объяснение, почему Киев должен передать АЭС США: указывается на то, что таким образом будет обеспечена их безопасность — Россия, мол, не посмеет обстреливать американскую собственность. Об этом сказано в совместном заявлении госсекретаря США Марко Рубио и помощника президента по национальной безопасности Майка Уолца, выпущенного по итогам телефонных переговоров Трампа и Зеленского, прошедших 19 марта.
Но наша страна на протяжении всего СВО принципиально не била по АЭС и сопутствующей инфраструктуре, чтобы не спровоцировать ядерную катастрофу. Поэтому отсылка к безопасности — лишь слабая попытка объяснить планируемый раздел украинских госактивов. Другой вариант — экспортировать электроэнергию с АЭС в Европу, где уже довольно высокие цены на электричество. Но тогда придется обесточить украинских потребителей, так как заменить атомные станции сейчас нечем — топливную энергетику сильно "проредили" ВС РФ. Поэтому экспорт возможен лишь в небольших объемах и после ремонта на ряде топливных электростанций.
Украина предлагает не свое
Самой главной интригой стала тема Запорожской АЭС. С 2022 года эта станция находится под российским контролем и перешла под управление "Росатомом". ЗАЭС является самой крупной атомной станцией в Европе: она состоит из 6 реакторов ВВЭР-1000. Из-за обстрелов украинскими военными территории станции и сетевой инфраструктуры все реакторы были переведены в состояние холодного остова. Риск был в том, что если ЛЭП, питающие станцию будут повреждены, а резервные дизель-генераторы выработают все топливо, то система охлаждения реакторов отключится и может повториться авария, которая произошла на японской Фукусиме.
Украине выгодно предложить США забрать себе Запорожскую АЭС, ведь она ее в любом случае не контролирует. А так можно будет попробовать испортить отношения Москвы и Вашингтона. Россия исходит из того, что станция принадлежит "Росатому" и стоит на российской территории и все переговоры о ее функционировании США должны вести с Кремлем. Но и отказываться от сотрудничества с американцами по Запорожской АЭС России тоже не выгодно.
Почему Россия может пойти на сотрудничество
Варианты взаимодействия могут быть разными. Например, речь может идти не о том, чтобы американские структуры владели станцией, а о том, чтобы создать совместное предприятие для продажи электроэнергии украинским потребителям. В пользу возможного сотрудничества говорит ряд факторов.
Во-первых, в современных реалиях пустить ЗАЭС крайне сложно. По-прежнему сохраняется угроза обстрела ее инфраструктуры. И тут может быть использован тот принцип, про который американская сторона говорит Украине: наличие компании из США предотвратит обстрелы. В данном случае это может сработать, ведь Киев эти обстрелы все-таки проводит.
Во-вторых, запустить Запорожскую АЭС на полную мощность рискованно из-за того, что в июне 2023 года Украина взорвала Каховскую ГЭС, что привело к ликвидации одноименного водохранилища. У ЗАЭС есть свой пруд для охлаждения, но он всегда был связан с Каховским водохранилищем и риска недостатка воды никогда не возникало. Теперь же для снабжения пруда охлаждения станции водой, нужно фактически заново построить водозаборную систему. А для этого необходимо гарантировать безопасность при сооружении и эксплуатации этой инфраструктуры. Либо нужно восстановить саму Каховскую ГЭС. Однако тогда встанет вопрос источников финансирования. Стороны явно будут спорить: а кому восстановление нормальной работы ЗАЭС больше нужно? Тот и должен дать основной объем денег.
России было бы выгодно ввести в эксплуатацию хотя бы несколько реакторов. Это позволило бы "запитать" потребителей новых регионов, а также создать резервы энергосистемы всего юга страны, включая Крым. Кроме того, в случае восстановления Каховского водохранилища, заработал бы Северо-Крымский канал, ведь его начало находится по соседству с разрушенной ГЭС. Сейчас водохранилища фактически нет, поэтому и канал, необходимый Херсонской области и Крыму, пересох.
Есть и препятствия для возможных договоренностей России и США по Запорожской АЭС. Во-первых, еще на стадии политических контактов Вашингтон может выставить неприемлемые условия — передать атомную станцию в собственность американским структурам. Во-вторых, само американское государство не владеет атомными станциями даже на своей территории. Собственниками АЭС являются коммерческие компании. Бизнес может испугаться столь рискованного проекта как ЗАЭС, где есть политические, технические и экономические риски.
Третьим препятствием может быть, как раз технико-экономический аспект. Первые два энергоблока Запорожской АЭС должны были выработать свой ресурс в 2025 году, а третий — в 2027 году, четвертый — в 2028 году, пятый — в 2030 году. Все они уже проходили процедуру продления сроков эксплуатации. Даже с учетом отсрочки указанных дат на пару лет (с 2022 года все они остановлены), проблема устаревания блоков сохраняется. Собственнику станции придется проводить масштабное изучение технического состояния каждого энергоблока и принимать решение, проводить ли дорогостоящие процедуры ремонта для продления сроков эксплуатации или вывести блок из эксплуатации. Шестой энергоблок выработает свой ресурс в 2026 году, но на нем еще не проводилось первичное продление срока эксплуатации, поэтому он легко может находиться в работе еще десять лет.
Результат зависит от переговоров
Таким образом, политически России важно продемонстрировать полный контроль над станцией, давая сигнал и Украине, и США, что мы не допускаем возможности пересмотра результатов своих территориальных приобретений. В тоже время выгодно показать готовность к договоренностям о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Ведь Трампу, мыслящему в категориях бизнеса, важно заключить сделку с масштабным объектом, чтобы показать своим критикам, что он многого добился в переговорах России и Украины. А Россия может разделить указанные выше риски. Какая чаша весов в итоге тяжелее, будет зависеть от деталей переговоров.
Комментарии