На портале "Работа России"появился первый национальный
рейтинг вузов и колледжей по уровню трудоустройства выпускников.
Уже сейчас абитуриенты могут использовать его результаты, чтобы
решить, куда поступать. По какой методике определили лидеров
рейтинга? Почему нельзя сравнить инженеров с учителями или
фармацевтов с электриками? И как не заблудиться в большом
количестве разных таблиц, а сразу найти ту, которая, исходя из
твоих предпочтений, поможет выбрать вуз мечты? На все эти вопросы
ТАСС ответили в Минтруде.
Первое, что нужно понимать перед изучением таблиц
— рейтинг не является всеобъемлющей оценкой деятельности
образовательных организаций. Он помогает оценить только один аспект
— уровень востребованности выпускников тех или иных колледжей
и вузов по сравнению с другими образовательными организациями,
которые готовят специалистов по тому же профилю.
Рейтинги основаны на данных из государственных информационных
систем и учитывают все учебные заведения, по которым есть
информация, вне зависимости от формы собственности и региона
расположения. Исключение сделано только для вузов, которые готовят
для высокого искусства и специализируются только на подготовке
деятелей искусства: они не включены в рейтингование. Всего для
расчета рейтингов проанализированы данные о выпускниках, которые
учились очно, из почти 5 тыс. вузов и организаций среднего
профессионального образования по всей стране.
Структура рейтинга
На самом деле это вовсе не один общий рейтинг, в котором
выбирается один лидер, — это 81 рейтинг, которые представлены
по направлениям и уровням подготовки.
По каждому их этих восьми направлений рассчитываются
отдельные рейтинги для бакалавриата/специалитета и для
магистратуры/ординатуры. Помимо этого, в отдельные рейтинги
выделена подготовка по направлению физкультура и спорт. Таким
образом, классический университет, который одновременно ведет
подготовку инженеров, экономистов и математиков, может быть
представлен сразу в нескольких рейтингах.
В свою очередь рейтингование колледжей происходит по 24
приоритетным отраслям экономики:
Средства массовой
информации и коммуникационные технологии
Строительная
отрасль
Топливно-энергетический
комплекс
Транспортная
отрасль
Туризм и сфера
услуг
Фармацевтическая
отрасль
Химическая
отрасль
Электронная
промышленность
Электротехническая
промышленность
Кроме того, выделены 5 ведомственных групп колледжей (подведы
разных министерств и служб):
Колледжи-интернаты для
инвалидов
Культура и
искусство
Правоохранительная
деятельность
Физическая культура и
спорт
Образовательные
организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя
осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний
Колледжи, в отличие от вузов, могут быть представлены только
в одном рейтинге — по основному направлению подготовки
выпускников
При этом для вузов и колледжей, у которых численность
выпускников меньше медианного значения, рейтинги публикуются
отдельно. Часто такая подготовка ведется адресно под конкретные
предприятия, на базовых кафедрах.
Зарплаты + трудоустройство =
индекс
Методику расчета рейтингов прорабатывали Минтруд,
Минобрнауки, Минпросвещения, а также эксперты. Данные о
численности, специальностях, формах обучения выпускников поступают
из Рособрнадзора, они дополняются сведениями о занятости и
заработной плате из базы данных Социального фонда, данными о
предпринимательстве, наличии детей в возрасте до 3 лет,
инвалидности и другими сведениями. На основе этой информации и
рассчитываются национальные рейтинги.
Позиция в рейтинге определяется на основе двух показателей,
которые имеют одинаковый вес:
процент
трудоустройства выпускников через два года после
выпуска;
медианная заработная
плата выпускников на второй год после выпуска;
В итоге получается индекс, который и определяет, какой вуз
или колледж лидирует в своей категории. В рейтинге не опубликованы
суммы зарплат выпускников и число студентов.
Важно понимать, что индексы в рейтинге нельзя сопоставлять
между направлениями подготовки. Сравнить математиков с медиками, а
химиков со строителями не получится — база для сравнения
разная. Дело в том, что при расчете места в рейтинге
проводится сопоставление уровня трудоустройства и зарплаты
выпускников только в рамках одного направления
подготовки.
Почему берется процент трудоустройства второго года выпуска?
Как пояснили в Минтруде, на показатели трудоустройства первого года
в значительной мере влияют жизненные события. Например, первый опыт
работы, переезд в другой регион, служба в армии и другие ситуации.
Во второй год, как правило, формируется более устойчивый и
показательный уровень дохода.
Также для оценки доходов выбрана медианная заработная плата
— она считается более показательной, чем средняя зарплата, так
как не подвержена влиянию экстремально высоких и экстремально
низких заработков. Значение медианной зарплаты находится ровно в
центре распределения зарплат работников: половина зарабатывает
меньше этой суммы, а другая половина — больше.
Зарплаты, учитываемые в рейтингах — тоже данные второго
года трудоустройства. То есть, в 2025 году за основу взяты
выпускники очной формы обучения, которые окончили вуз или колледж в
2022 году, и в рейтингах отражена информация об их среднемесячных
зарплатах за период с июля 2023 года по июнь 2024 года.
Кого не учитываем в рейтинге?
В расчете уровня трудоустройства не учитываются выпускники,
которые продолжают обучение по очной форме, россияне с
инвалидностью I группы и выпускники, которые ожидают ребенка или
ухаживают за маленькими детьми.Также не учитываются
студенты-иностранцы, не трудоустроившиеся в России. При этом в
рейтингах учитывается работа по трудовым и гражданско-правовым
договорам, а также индивидуальная предпринимательская
деятельность.
Зачем нужен рейтинг?
Во-первых, рейтинги помогут абитуриентамвыбрать
вузиликолледждля поступления, исходя из
карьерных перспектив. Причем данные рейтинга могут подсказать
неочевидный карьерный маршрут — например, абитуриент увидит
сильный вуз в соседнем регионе и выберет его вместо столичного
университета.
Кроме того, вузы и колледжи могут видеть данные по всем
образовательным организациям по своему направлению и заимствовать
успешные практики. Также рейтинги позволят работодателям
сориентироваться, с каким образовательным учреждением построить
сотрудничество с учетом имеющихся ресурсов.
Чего не стоит ждать от
рейтинга?
В Минтруде подчеркивают — рейтинг не поможет выбрать
будущую профессию. Профессиональное самоопределение — это один
из самых сложных и ответственных выборов. Рейтинг может помочь
определиться куда лучше поступать тем, кто уже понимает, в каком
направлении хотел бы развиваться, но подменить профориентационную
работу он не может и не должен. Выбирая дело своей жизни, стоит в
первую очередь ориентироваться на свои способности, интересы и
желания. Также рейтинг не изменит уже сформированных предпочтений
абитуриентов. При этом он может стать ориентиром для тех, кому
нужна помощь в выборе из доступных альтернатив.
И самое главное — рейтинг не ответит, какой вуз лучший.
Это инструмент, позволяющим оценить только один аспект
— востребованность выпускников той или иной образовательной
программы на рынке труда. Каждому вузу и колледжу дана объективная
оценка, основанная исключительно на фактических данных. Рейтинги
будут обновлять ежегодно и публиковать в открытом доступе к 1
апреля, чтобы у каждого абитуриента было время изучить результаты и
принять решение о будущем месте
учебы.
Комментарии