Совместная работа вузов, предпринимательского сектора и региональных властей может сократить миграционный отток молодежи из Дальневосточного федерального округа (ДФО). Одним из примеров эффективности такого подхода служит 98-процентный уровень трудоустройства выпускников Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), сообщил в интервью ТАСС ректор ДВГУПС Владимир Буровцев.
"Для закрепления кадров на дальневосточном рынке труда есть целый комплекс мер. Мы понимаем, что есть вузы, есть индустриальные партнеры, а есть регионы, и их задача — быть координаторами работы по закреплению кадров, а задача вузов — понимать, каких специалистов и в каком объеме нам нужно подготовить, допустим, до 2035 года. Вопросы координации рынка труда и согласование стратегий всех его участников — основные в привлечении и закреплении кадров", — сказал он.
Буровцев отметил, что одним из успешных примеров подобных скоординированных действий можно назвать трудоустройство выпускников ДВГУПС. "Ребят буквально с третьего курса уже разбирают, они проходят практику, стажируются. В первый же месяц после окончания вуза у нас трудоустраиваются 98% выпускников", — пояснил ректор.
По его словам, свою эффективность на Дальнем Востоке уже показывают такие меры господдержки, как гранты до 2 млн рублей для молодых специалистов, готовых работать на инфраструктурных проектах не менее пяти лет, и квотирование мест в вузах — до 40% бюджетных мест в вузах ДФО закреплено за целевыми направлениями, в числе которых транспорт, энергетика.
3D-печать для ледоколов и атомная энергетика
Развитие Дальнего Востока в целом, по словам Буровцева, напрямую связано с прогрессом транспортных систем и их постепенным продвижением на восток страны. "В этом году университет отмечает 130-летие транспортного образования на Дальнем Востоке
Сегодня, как отметил ректор, один из приоритетных векторов развития регионов Арктики и Дальнего Востока — развитие инфраструктуры Северного морского пути, которое невозможно без внедрения новых разработок. Весной в Хабаровске на базе ДВГУПС при содействии отраслевого интегратора госкорпорации "Росатом Аддитивные технологии" был открыт Центр аддитивных технологий открытого доступа (ЦАТОД), на базе которого возможно осуществление реверс-инжиниринга узлов и деталей морских судов.
"Открытие ЦАТОД имеет ключевое значение для научно-технологического развития края и решения вопросов импортозамещения. Это станет импульсом для формирования рынка 3D-технологий на Дальнем Востоке. Наша ключевая задача сейчас — максимально внедрить эти разработки и в мирную жизнь, и в реальный сектор экономики региона и ДФО", — пояснил Буровцев.
Не менее важная сфера, в решение проблем которой также вовлечены высшие учебные заведения ДФО и непосредственно ДВГУПС, — энергетика. "Сейчас мы решаем задачу электрификации Байкало-Амурской магистрали. Университет разрабатывает технологию, с помощью которой энергией, получаемой с атомной станции, можно будет питать железную дорогу. Это будет колоссальным экономическим преимуществом", — заявил ректор.
Развитие Восточного полигона
Модернизация Восточного полигона и увеличение пропускной способности транспортной артерии до 270 млн тонн в год также требуют интеграции вузов с индустриальными партнерами, отметил Буровцев. В качестве успешного примера такого взаимодействия можно рассмотреть центр компетенций федерального значения по строительству объектов в условиях вечной мерзлоты ДВГУПС, где ученые университета совместно со специалистами РЖД проводят исследования инфраструктурных объектов на много мерзлых и слабых основаниях Дальнего Востока и прибрежной инфраструктуры Арктики.
"Сейчас климат меняется, вечная мерзлота деградирует, и борьба с последствиями этого является чрезвычайно важной. У нас появились новые технологии моделирования и проектирования, теперь мы можем прогнозировать, как будет меняться ситуация, осуществлять мониторинг эксплуатации искусственных сооружений. Именно в этих направлениях научного сопровождения производственных процессов заинтересованы предприятия Восточного полигона РЖД", — отметил ректор.
При этом Буровцев обратил внимание, что усиление сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) требует формирования единой транспортной системы, которая станет "пространством с минимальным уровнем барьеров для международных транспортных коридоров". Для координации этой работы при участии ДВГУПС создан ситуационный центр, в работе которого активное участие принимают китайские компании. "Задача ситуационного центра — моделировать транспортные потоки взаимодействия смежных видов транспорта, в том числе в рамках международных транспортных коридоров", — рассказал он.
Кроме того, развитие отношений со странами АТР создает запрос на подготовку специалистов по сквозной логистике, обладающих компетенциями работы со сплошными цепочками поставок на всех этапах — от источника сырья до конечного потребителя.
"Раньше мы готовили железнодорожную, морскую линейки специальностей. Наши иностранные партнеры заинтересованы в международных специальностях — это уже глубокая интеграция, поэтому мы начали готовить морских железнодорожных логистов. Фактически мы желаем сегодня интегрировать экономику России на Востоке в Азиатско-Тихоокеанские регионы на уровне кадров, науки, бизнеса, и интегрирующей площадкой, интегратором, здесь является университет", — отметил он.
"Приоритет-2030"
В 2023 году ДВГУПС вошел в дальневосточный трек программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", что, по словам Буровцева, позволило не только привлечь внимание к дальневосточным вузам, но и начать их преобразование в центры притяжения студентов и кадров со всей страны. "Ребята из разных регионов, проникнувшись перспективами социальных лифтов и карьерных траекторий, начинают приезжать на Дальний Восток, и это является результатом взаимодействия различных органов государственной власти, в том числе и "Приоритета-2030", — подытожил он.
Благодаря программе в вузе были созданы лаборатория цифровых электрических систем и инфраструктуры, IT-лаборатория аналитики и прогнозирования транспортных процессов и логистики, а также лаборатории управления надежностью и геотехнического строительства.
К этим проектам в 2024 году добавились центр по строительству в условиях вечной мерзлоты, центр аддитивных технологий открытого доступа, международная транспортная академия и институт воздушных сообщений и мультитранспортных технологий.
"В 2025 году университет сделал ставку на технологическое лидерство и совместно с "Трансмашхолдингом" занимается разработкой легкорельсового транспорта нового поколения. В рамках сотрудничества с "Трансмашхолдингом" на базе университета был создан научно-инжиниринговый образовательный центр "ТМХ — Дальний Восток", который играет ключевую роль в разработке легкорельсового транспорта нового поколения и подчеркивает нашу глубокую интеграцию с индустриальными партнерами для достижения стратегического технологического лидерства", — пояснил Буровцев.
Более того, участие в программе академического лидерства позволяет высшим учебным заведениям регионов ДФО стать более привлекательными и для иностранных студентов. Так, в ДВГУПС их доля достигла 10%. "При этом увеличение числа иностранных студентов — колоссальный вызов, поскольку нужна система их адаптации", — рассказал он, отметив, что основными партнерами университета являются университеты Пекина, Шанхая, Циндао и Харбина.
Говоря о сотрудничестве с Китаем, Буровцев отметил, что ДВГУПС уже осуществляет подготовку студентов по 10 совместным с университетами КНР образовательным программам, создан Ситуационный центр мультимодальных перевозок, в работе которого активное участие принимают китайские компании. Кроме того, совместно с Даляньским транспортным университетом реализуется проект объединенной лаборатория "Один пояс, один путь".
О ДВГУПС
Дальневосточный государственный университет путей сообщения создан в Хабаровске в 1937 году для подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока. В структуре ДВГУПС в Хабаровске, без филиалов — 11 институтов и Межвузовский военный учебный центр, 48 кафедр и 30 научно-исследовательских коллективов. Также в ДФО работают четыре филиала вуза — в Тынде, Свободном, Уссурийске и Южно-Сахалинске. Всего в ДВГУПС обучается более 23 тыс. студентов.
ДВГУПС является участником проекта по созданию межвузовского кампуса в Хабаровске. Кампус будет включать в себя более 150 тыс. кв. м учебных корпусов, лабораторий, конгресс-центр и общежития. В нем будут учиться более 30 тыс. студентов.
Ксения Плакунова
Комментарии