Вторая половина этого года может стать в некотором смысле знаковой для российских автомобилистов. Как минимум — ожидается реализация нововведения по ОСАГО, которое давно обещали. Как максимум — еще ряд инициатив, уже прошедших стартовые (а то и дальше) ступени, ждут своего воплощения.
И это несмотря на то, что, когда только в Минюсте начинали разрабатывать проект нового КоАП (примерно семь лет назад), заявлялось, мол, более трогать Правила дорожного движения и 12-ю — "автомобильную" — главу КоАП не будут. Однако идеи по их изменению и дополнению сыпятся как из рога изобилия. И многие из них станут законами уже в ближайшие месяцы.
Мне сверху видно все!
Главным нововведением 2025 года должен был стать эксперимент, который предполагал контроль за наличием ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации. Предполагалось, что водителей, у которых полиса нет, для начала наказывать не будут, а лишь предупредят через портал "Госуслуги".
Правда, по большому счету, протестировать эту систему должны были еще 10 лет назад, но что-то постоянно не складывалось… Вроде бы в течение пары лет она даже работала в Москве, и вполне успешно, но сроки все же переносились от года к году. И вот нам наконец заявили: в 2025-м — обязательно! Сначала тест системы планировали запустить в марте, затем отложили до 1 июля, а теперь… и вовсе хотят отменить
Дело в том, что разрубить этот непонятный "гордиев узел" решил лично президент России Владимир Путин: он поручил (в письменном виде!) ускорить введение автоматического контроля за наличием полисов. Срок правительству, Центробанку и МВД — до 1 ноября.
Со стороны страховщиков все готово для запуска проверок наличия ОСАГО с использованием дорожных камер, уже неоднократно говорил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. И в ЦБ двумя руками за скорейший запуск системы контроля — это повысит защищенность на дорогах всех автомобилистов. Ведь если у виновника аварии есть такой договор, то потерпевший может рассчитывать на какую-то страховую выплату. А если у виновника полиса нет — то это становится огромной проблемой для пострадавшей стороны.
Однако на пути есть одна юридическая проблема. Пока по закону за день водитель может получать сколь угодно штрафов, в том числе однотипных. Напомню, что сегодня штраф за отсутствие полиса ОСАГО — 800 рублей, за вторичное нарушение — уже 5 тыс. В случае с отсутствием полиса предложили ввести (видимо, пока) норму — штрафовать с помощью камер не более одного раза в сутки. Но для этого надо внести правку в КоАП. Как уверяет Николай Галушин, гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС), проект уже готов и пройдет все необходимые процедуры в Госдуме РФ в ближайшее время.
Кстати, в перспективе, как заявляют, проверка будет касаться не только наличия полиса ОСАГО, но и подтверждения, что сидящий за рулем человек вписан в страховку. Правда, это вряд ли случится раньше, чем все водители пройдут биометрию, — разработчики программного обеспечения смогут подключить функцию распознавания лиц.
Для справки. Сейчас, по оценкам РСА, без полиса ОСАГО по стране ездят порядка 7–10% автовладельцев. Или до 5 млн человек! С учетом того, что число камер на дорогах растет ежегодно (сейчас их уже более 30 тыс.), в РСА ожидают, что количество автовладельцев без полисов значительно сократится. При средней цене документа в 7,5 тыс. рублей это будет дешевле, чем ежедневно платить 5-тысячные штрафы. Еще в числе плюсов — можно будет сдерживать рост цены полиса, да и нагрузка на сотрудников дорожной полиции и суды снизится.
Нюансы
Но тут существуют несколько моментов, которые лично меня (а также, надеюсь, и профильных специалистов) сильно тревожат. Во-первых, "совместимость" баз данных. Сведения о проданных полисах ОСАГО передаются в Российский союз автостраховщиков и Национальную страховую информационную систему, а у Госавтоинспекции своя база данных. Объединить их на практике оказалось не самым простым делом — на это ушли годы. Теперь нас уверяют, что точность совместной работы превосходит 99%. Надеюсь, что так оно и есть, но ведь теперь, при введении тотального контроля на дорогах предстоит обрабатывать огромные массивы информации — насколько система готова к этому? Нельзя полностью исключить и вероятность технических сбоев, случайных ошибок при передаче данных. А с прошлого года появилась возможность купить полис даже на один день; как быстро он появится в этой базе данных?
Отсюда же проистекает второй вопрос: как обжаловать неправильно выписанный штраф? Это вообще ключевой момент, ведь презумпция невиновности в случае с камерами не работает. Процедура оспаривания должна быть максимально простой и понятной. Да, для урегулирования вопроса в связи с ошибочным штрафом за нарушение ПДД можно воспользоваться порталом "Госуслуги" и подать жалобу (с приложением скана действующего полиса). Но по закону полис может вступать в силу не сразу, а в срок до трех суток. Также стоит учитывать, что возможны (особенно на первых порах) технические сбои. Считается, что все разночтения должны трактоваться в пользу водителя, но в жизни это все же далеко не так. Поэтому все эти моменты надо предусмотреть.
Тем не менее в любом случае наконец-то появилась уверенность, что после поручения президента переносить старт проекта больше не будут.
Кстати, с 5 июля, как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, в России вырастет максимальная сумма страхового возмещения по ОСАГО при оформлении ДТП без вызова полиции и даже при наличии разногласий между участниками аварии. Теперь вместо 100 тыс. рублей водители смогут рассчитывать на компенсацию до 200 тыс. Нововведение касается только случаев с обязательной фотофиксацией происшествия (через специальное приложение).
Проверки на дорогах
Тем временем Государственная дума РФ приняла во втором чтении законопроект, который предусматривает увеличение максимального штрафа за отказ водителя остановиться по требованию сотрудника полиции до 10 тыс. рублей. Сейчас за это по КоАП РФ предусматривается штраф от 500 до 800 рублей, то есть в новом законопроекте штраф увеличивается в 12–14 раз: от 7 тыс. до 10 тыс. Кроме того, вводится ответственность за повторное нарушение: здесь уже штраф в 10 тыс. рублей и/или лишение права управления транспортными средствами на срок до шести месяцев.
В третьем, заключительном чтении закон будет, видимо, принят уже в ближайшее время и вступит в силу не позже марта 2026 года. Поэтому если видите на обочине экипаж ДПС — лучше сбросить скорость, чтобы не пропустить жест офицера. В противном случае — теперь это еще и дорого.
Тем более что сегодня встретить на дороге инспектора — уже редкость; большинство функций все же передали камерам фотовидеофиксации. Но прямая обязанность сотрудников Госавтоинспекции — регулярно проводить рейды на дорогах. Они могут носить самые разные цели: проверка водителей на предмет употребления алкоголя и всяких запрещенных веществ, на наличие детских кресел при перевозке малышей. В городах гаишники регулярно контролируют водителей такси и каршеринга, досматривают машины и грузы во время действия плана "Перехват" и так далее.
Кстати, на мой взгляд, уже несколько поменялось отношение к инспекторам. При ДТП, внезапно возникшей пробке водители с нетерпением ждут их появления — чтобы те выяснили обстоятельства и причины аварии, восстановили движение или даже оказали первую помощь пострадавшим. И словно все больше понимания, что если сегодня остановили на дороге, то в большинстве случаев это происходит в рамках одного из профилактических мероприятий — ничего личного.
Подставы
Среди интересного и важного также отмечу депутатскую инициативу по борьбе с организацией автоподстав. В Госдуме 19 июня предложили ввести в УК профильную новую статью — 163.1, которая будет предусматривать лишение свободы до четырех лет за "умышленное создание ДТП для вымогательства". За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, — до семи лет и 1 млн рублей.
Зачем понадобилась новая статья? Ныне таких "автоподставщиков" обычно судят по статье 159 — "Мошенничество". А там наказание гораздо мягче: до двух лет лишения свободы. И, как объясняет один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, сегодня в России наблюдается новая волна разгула криминала на дорогах.
К примеру, злоумышленники подстраивают ДТП, а потом вымогают у жертвы компенсацию за ущерб. Причем мошенники изобретательны и используют все более новые и совершенные схемы и методы обмана. В случае разоблачения их судят по 159-й статье — хотя в таком инциденте присутствуют угрозы, вымогательство, умышленное нарушение ПДД и повреждение машин потерпевших. Именно поэтому депутаты предложили усовершенствовать уголовное законодательство и выделить "умышленное создание ДТП в целях вымогательства денег" в самостоятельный вид преступления.
Питбайки — только для спорта
Если использование электросамокатов вроде бы урегулировали в достаточной на сегодняшний день степени, то теперь взялись за питбайки.
Комитет по молодежной политике Госдумы предложил МВД и Минспорту ограничить их продажу. Питбайки — это такие мини-мотоциклы, и предназначены они для занятий спортом — для ралли-рейдов, обучению разным трюкам и так далее. Такая техника сегодня свободно продается в магазинах без документов — как спортинвентарь. Кроме размера и веса, от обычного мотоцикла питбайк отличается тем, что у него нет указателей поворотов, зеркал заднего вида, а иногда и светотехники. Регистрировать такой "спортинвентарь" в ГАИ также не нужно.
Стоит он относительно недорого — от 50 тыс. рублей, поэтому такую технику часто покупают в подарок детям — пусть, мол, поучится ездить… Но это все же далеко не игрушка! И вообще выезжать на таком (пусть и мини) мотоцикле на дороги общего пользования ПДД запрещают. Гонять можно только на специально подготовленных площадках и трассах. Но разве поставишь инспектора на каждой дороге, ведущей, скажем, к садовому товариществу?
Тем временем в МВД уже бьют тревогу по поводу роста количества инцидентов с питбайками. Так, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2023 году в стране произошло 9 ДТП, в которых погибли катавшиеся на мини-мотоциклах дети; в 2024 году таких аварий было уже 20. Тенденция даже по двум годам, на мой взгляд, — налицо, и даже регулярные рейды сотрудников Госавтоинспекции не помогают.
На этом фоне в Госдуме предлагают при покупке питбайков ввести проверку документов, подтверждающих, что техника покупается для тренировок и "обучения в физкультурно-спортивной организации". В целом, считают депутаты, механизм доступа к управлению такой техникой должен быть схож с правилами приобретения и использования спортивного оружия. Пока же родителей, которые разрешили ребенку управлять питбайком, могут разве что привлечь по ст. 5.35 КоАП за "ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей" — положен штраф до 500 рублей. А юного гонщика ставят на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, мотоцикл забирают на штрафстоянку.
Я собрал далеко не полный список нововведений в автомобильной сфере, сделав упор на те, что будут введены в ближайшие полгода — с высокой степенью вероятности. Есть и другие предложения. Большинство из них увеличивают уже существующие поборы с автомобилистов или предлагают новые, все более жесткие наказания. Но там сроки введения — более дальние. "Метод кнута" работает в полную силу и приносит, конечно, порой результаты. Но неплохо бы вспоминать, что есть и "пряник"...
Комментарии