В конце июня 2025 года был подписан закон о создании многофункционального сервиса обмена информацией, отвечать за работу и развитие которого будет компания "Коммуникационная платформа" — дочерняя структура холдинга VK. То есть анонсированный еще весной Max от VK объявили национальным мессенджером.
Событие, скажем прямо, нетипичное и вызвало широкий общественный резонанс. Зачем нам новый мессенджер, тем более за счет наших налогов, если есть привычные старые? А будут ли запрещать теперь пользоваться другими сервисами? Почему вообще государство вмешивается в рыночный процесс?
Вопреки недовольству критиков, хочется сказать, что сама идея нацмессенджера очень правильная и потенциальной пользы от этой инициативы масса. Но возникают вопросы к реализации. Причем я не столько про функционал и интерфейсы, сколько про способы продвижения: с напором и блокировками или рыночно?
Цифровизация государства
Нацмессенджер — не
чей-то клон или "очередной распил бюджета". Он подразумевает под
собой принципиально новый продукт на российском рынке с
эксклюзивными сервисами. Например, как
Задумайтесь, насколько было бы удобно собрать в одном месте школьные чаты и домашние задания, видеть и получать в онлайне оценки детей, а также оповещения, когда ребенок пришел в школу и ушел из нее. Теперь представьте, что у вас есть еще чат с пенсионным фондом, поликлиникой, полицией, налоговой и всеми другими государственными службами. В такой конфигурации количество "юзкейсов" (сценариев использования) ограничено только вашей фантазией.
Итак, нацмессенджер есть некое приложение к государству. Оно способно повысить не только удобство жизни для пользователей, но и эффективность госуправления. Централизованная система коммуникаций позволит лучше слышать проблемы граждан, а последующий анализ количества и структуры обращений даст возможность отслеживать эффективность органов власти в различных административных делениях.
Совершенно очевидно, что такое приложение не может быть неподконтрольным государству. Именно поэтому появился специальный закон со специальным поручением от правительства. А говорящие про "закручивание гаек" просто не понимают очевидного.
Max задумывается не как казенный аналог существующих сервисов обмена сообщениями, а скорее как дополнение к "Госуслугам" в рамках программы цифровизации России. Исполнителем заказа на нацпортал является "Ростелеком", исполнителем нацмессенджера — VK.
Информационная гигиена
Еще одной важной функцией, которая может быть реализована только в нацмессенджере, является контроль информационного пространства. Понимаю, что некоторые ухмыльнутся над моей формулировкой и сочтут ее за дешевую попытку представить цензуру как новый полезный сервис. Но я говорю не про цензуру, а про верификацию.
Россияне сталкиваются с
запредельным количеством скама (интернет-мошенничество). По данным
Сбера, сумма похищенных телефонными мошенниками средств только за
первый квартал 2025 года
Помимо разводов на
деньги население постоянно подвергается когнитивным атакам.
Информационная война — не выдумка из замысловатых триллеров, а
реальность. В социальных сетях и чатах можно встретить гигатонны
грязи, дезы и псиопов (психологических операций, которые направлены
на изменение взглядов и поведения) из серии "у моего знакомого отец
работает в ФСБ, и сказал он страшное...", что люди в панике
пересылают друг другу. Чаще всего жертвами недоброжелателей
становятся люди старших поколений, которые преимущественно
используют WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ
экстремистской). Примечательно, что недавно Конгресс США
На мой взгляд, ничто так ярко не указывает на целесообразность самой идеи государственного мессенджера (не только в России, а вообще), как факт того, что американские чиновники запрещают себе ПО американской компании. Не исключаю, что в будущем в каждой большой стране будет свой госчат.
Представляете, например, как сейчас проводятся оперативно-разыскные мероприятия? Пришли ориентировки. Конкретный административный орган делает запрос к частным компаниям на раскрытие определенного рода информации. Через недели, а то и месяцы получает ограниченный кусок данных, если частная компания еще согласилась взаимодействовать (иностранные корпорации часто отказываются). И это я не говорю про трудности межведомственных коммуникаций.
Mах же, если у него будет прямой обмен данными с ЦБ, МВД, ФНС и прочими государственными службами, способен гарантировать совершенно иной уровень безопасности и информационной гигиены. Позволит лучше пресекать распространение фейковых новостей и находить киберпреступников.
Наиболее уязвимые к обманам и, как правило, совсем не озабоченные вопросами конфиденциальности граждане сами обязательно перетекут в нацмессенджер из WhatsApp. А всякие мошенники от дропперов до руководителей медиасеток, разгоняющих активы с целью пампа и дампа (искусственного завышения цены актива, а затем массовой его продажи с обвалом), туда не сунутся.
Однако важно, чтобы у людей оставалась альтернатива. Многие, кто избегает "слежки от государства", делают это не потому, что им есть что скрывать, а скорее из-за психологического дискомфорта. Им кажется, что за ними будет закреплен целый сотрудник из спецслужб, который в режиме 24/7 будет читать их переписку. Связано ли это с непониманием работы системы или с нарциссическим расстройством личности, неизвестно, но запрет альтернативных мессенджеров будет подпитывать их фантомные страхи. И они обязательно найдут способы эксплуатации запрещенных сервисов.
Правильное позиционирование — это говорить открыто, что нацмессенджер — это не только "приложение к государству", но и, насколько возможно, стерильная информационная среда. Если готовы брать на себя личную ответственность, то, пожалуйста, можете пользоваться другими сервисами, где обитают мошенники и прочие негодяи, желающие нарушить ваше спокойствие.
Думаю, тогда даже скептики будут понимать, что чиновники предлагают им решение, а не навязывают свою волю.
Рыночная конкуренция
17 июля Владимир Путин поручил правительству предоставить предложения по введению ограничений на использование коммуникационных сервисов из недружественных государств. С WhatsApp, кажется, все понятно, но является ли таким, например, Telegram? Вопрос сложный.
Юридический адрес компании оформлен в Тортоле на Британских Виргинских островах, а операционный центр — в Дубае. В App Store приложение на Mac предоставляет Telegram Messenger LLP (недружественная англосаксонская контора), а приложения для iOS и Android — Telegram FZ-LLC (дружеская арабская фирма). И пока многие гадают над интерпретацией, я хочу напомнить, что Telegram — уже давно целая экосистема и внушительный кусок цифровой экономики РФ. Озвучивается, что только рынок рекламы в нем оценивается в районе 10 млрд рублей, причем эти оценки, на мой взгляд, могут кратно отличаться от действительности в меньшую сторону.
Помимо рекламы в Telegram продаются цифровые и физические товары, совершаются брони и записи в сфере услуг, многие компании используют его в качестве корпоративного средства связи. Потенциальный ущерб от запрета Telegram колоссален, и это будет серьезный удар в первую очередь по малому бизнесу. Но кроме социально-экономических последствий есть еще информационно-политические. Telegram является одним из главных средств влияния на русскоговорящих за пределами РФ. И нет более яркого подтверждения этому, чем тот факт, что в Верховной раде обсуждают его блокировку и обвиняют в связях с ФСБ.
Telegram — не YouTube и не Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской). В нем нет алгоритмических лент, он не пессимизирует пророссийский контент, не мухлюет. Здесь справедливый механизм распространения информации. Но если ограничить работу Telegram в РФ, то русскоговорящая аудитория неизбежно останется в экокамере с вражескими пропагандистами.
Таким образом, я возвращаюсь к тому, с чего начал. Национальный мессенджер — идея хорошая, но все зависит от реализации. Если закон направлен на разработку технологического продукта от государства, а не разработку нормативной базы для регулирования рынка, то нам следует только поприветствовать эту инициативу.
Комментарии