ИПЕМ: В июле экспортные
перевозки угля по России стали убыточными для операторов
Фото: Александр Кряжев / РИА
Новости
Доходность перевозок угля,
предназначенного на экспорт, по железным дорогам на южном и
северо-западном направлениях стала нулевой, а иногда даже
отрицательной для операторов. Об этом со ссылкой на оценку
Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) пишет«Коммерсантъ».
Замглавы организации
Владимир Савчук указал, что ситуация
ухудшилась даже по сравнению с провальным июнем. Для поставок угля
из Кузбасса на Дальний Восток прибыль упала примерно в два раза —
до 760 рублей по инновационным и 620 рублей по типовым вагонам.
Отправка грузов из региона в западном направлении не приносит
операторам ничего.
В Федеральной грузовой компании
(ФГК, входит в ОАО
«РЖД») подчеркнули, что снижение ставок достигло
такого уровня, что теперь они находятся «гораздо ниже уровня
окупаемости вагона».
Источник на рынке подтвердил,
что из-за снижения доходности компании не могут покрыть даже
расходы на эксплуатацию и фонд оплаты труда. Другой собеседник
издания назвал расчеты ИПЕМ полностью корректными. По его словам,
доходов не хватает даже на ремонт вагона, не говоря уже про лизинг.
Он уверен, что в перспективе ближайших двух-трех лет операторы
столкнутся с дефицитом вагонов из-за их выхода из строя, и назвал
ситуацию «потенциально патовой».
«На ремонт вагонов не будет
денег — и это еще если вагоны останутся и собственники не порежут
их на запчасти или в металлолом», — объяснил он, заметив, что при
сохранении парка компаниям придется платить за отстой вагона
Еще один источник считает, что падение ставок близко к финишу,
потому что операторские компании в глубоком финансовом кризисе. По
мнению Савчука, если рубль не ослабнет, «нас ждут очень непростые
времена с абсолютно неприятными перспективами».
Ранее сообщалось, что в июне
доходность оперирования парком полувагонов рухнула в 2-2,5 раза по сравнению с началом
2024 года и теперь позволяет окупать только купленный до 2018 года
парк. Главной причиной такой ситуации стал кризис в угольной
отрасли, влияющий на перевозки.
На прошлой неделе Минфин
подготовил проект постановления «О мерах
поддержки организаций угольной отрасли». Он предусматривает расходы
из бюджета в размере 63 миллиарда рублей, хотя сумма может меняться
в зависимости от числа предприятий, которым необходима поддержка.
При этом за первые четыре месяца года совокупные убытки компаний
отрасли достигли 128,6 миллиарда рублей, что больше,
чем за весь 2024-й.
Комментарии