По мнению эксперта, звёздное небо
снова стало пространством жёсткой конкуренции, причём не только с
американцами.
Ликование, не утихающее по ту сторону Атлантики, поневоле
заставляет задуматься. В конце концов, пилотируемые полёты к
Международной космической станции — можно сказать, часть
повседневной жизни современного человечества. Но тут важно другое —
первый за долгие девять лет полёт американских астронавтов на
американском корабле, стартовавшем с американской земли.
Что произошло
2 августа 2020 года успешно завершилась пилотируемая орбитальная
миссия Crew Dragon. Астронавты Даглас Хёрли и Роберт Бенкен
благополучно проработали на борту МКС 64 дня и наконец приводнились
в капсуле Endeavour в Мексиканском заливе. Там поспокойнее — в
Атлантике резвится ураган "Исаиас". Это было историческое
приводнение — первое за 45 лет. До Crew Dragon американские
астронавты садились на воду лишь в 1975 году после знаменитой
миссии дружбы "Союз — Аполлон".
Во-первых, что американцы больше не будут летать на "Союзах" и
платить за это российской стороне солидные деньги — десятки
миллионов долларов за каждого астронавта
Впрочем, недавно NASA на всякий случай всё-таки купило за 90
миллионов ещё один билет — для Кейт Рубинс. Она должна отправиться
к МКС на корабле "Союз МС" вместе с россиянами Сергеем
Кудь-Сверчковым и Сергеем Рыжиковым 14 октября 2020 года.
Несмотря на успешность первого пилотируемого полёта Crew Dragon,
NASA только предстоит провести всесторонний анализ и принять
окончательное решение о сертификации транспортной системы SpaceX
для полётов на орбиту. Но пока всё говорит о том, что решение будет
положительным. И тогда на рынке космических полётов официально
появится новый и весьма конкурентоспособный игрок. В SpaceX
заявляют, что летать на их кораблях значительно дешевле, чем на
"Союзах" — 55 миллионов долларов (против 90 на "Союзе",
напомним).
Появился конкурент, который может с успехом заменить наши
возможности и наши корабли. Конечно, это событие не очень для нас
радостное. Всё-таки оставаться монополистом гораздо удобнее, чем с
кем-то конкурировать. Но это жизнь, это рано или поздно должно было
произойти
Александр Железняков
Действительный член Академии космонавтики имени
Циолковского
Япония уже воспользовалась выгодным предложением: астронавт
Соити Ногути почти завершил
подготовку к полёту на Crew Dragon, запланированному
на конец сентября 2020 года. Компанию ему составят трое
американских астронавтов: Виктор Гловер, Майкл Хопкинс и Шеннон
Уокер.
Наверное, если мы будем продолжать коммерческую деятельность в
сфере вывоза иностранцев на наших пилотируемых кораблях, мы
вынуждены будем убавить свои запросы. Эта последняя цена (90
миллионов долларов за место) — это же не себестоимость, это
стоимость. Возможно, будет снижение. И мы пойдём на меньшую сумму.
Конечно, ниже себестоимости никто не будет продавать, но прибыль
будет чуть поменьше
Александр Железняков
Действительный член Академии космонавтики имени
Циолковского
"Один маленький спуск для человека и огромный плюх для
человечества", — пишет о
приводнении The Independent. Очевидно, имеется в виду
движение американской космонавтики в сторону межпланетных
перелётов. Кстати, Crew Dragon изначально заявляли как корабль в
том числе для путешествий к Луне.
Crew Dragon имеет теплозащиту, которая обеспечивает вход в
атмосферу со второй космической скорости, то есть при полёте к
Луне, и при доработке он может быть использован для полётов к
Луне
Александр Железняков
Действительный член Академии космонавтики имени
Циолковского
В любом случае SpaceX — официальный участник программы
"Артемида", с помощью которой США намерены вернуть себе былую
космическую славу. Она предусматривает строительство окололунной
станции, а главное — высадку астронавтов на поверхности спутника в
2024 году. На сегодняшний день планируется, что четыре человека (в
том числе будущая первая женщина на Луне) полетят на корабле
"Орион", запущенном сверхтяжёлой ракетой Space Launch System.
Однако параллельно в SpaceX сейчас создают лунную версию комплекса
Starship, который, к слову, в том же 2024 году планируют запустить
— ни больше ни меньше — к Марсу.
За последние годы у нас не было особо значимых достижений в
космонавтике. "Ангара" один раз слетала и уже шесть лет ждёт своего
второго полёта, модуль "Наука" дай бог в следующем году смогут
запустить, лунные наши станции всё дорабатываются и
перерабатываются, но тоже не летают
Александр Железняков
Действительный член Академии космонавтики имени
Циолковского
А между тем существуют где-то во Вселенной Российская лунная
программа и, в частности, корабль "Орёл" (бывшая "Федерация"), а
также проект сверхтяжёлой ракеты "Енисей", которая должна будет
сначала облететь вокруг Луны, а затем и доставить к поверхности
первых космонавтов. В разное время глава "Роскосмоса" Дмитрий
Рогозин заявлял, что отечественный сверхтяж будет возить на Луну
модули будущей базы, а в перспективе полетит к Марсу и даже к
Юпитеру. На деле в марте 2020 года только началась сборка
ракеты.
Хорошие новости из самарского
Ракетно-космического центра "Прогресс": это уже изготовленные
обечайки баков и другие детали конструкций новой ракеты "Союз-5".
Собраны корпуса межбаковых отсеков блоков первых ступеней для
огневых, динамических и статических испытаний. Пошла работа!
pic.twitter.com/DhWtNaxrGI
— Государственная корпорация РОСКОСМОС (@Rogozin)
March 18, 2020
Что касается "Орла", то его главный конструктор Игорь Хамиц
уверен, что корабль подходит и для полёта к Марсу. По мнению
академика космонавтики Александра Железнякова, у отечественного
"Орла" действительно есть преимущества перед американским
"Орионом".
"Орион" рассчитан исключительно на лунную программу, он не
приспособлен к полётам на околоземную орбиту, то есть его нельзя
использовать для доставки астронавтов к МКС. В этом его минус. Наш
"Орёл" разрабатывается так, чтобы и к МКС летать, и на Луну потом
летать. С другой стороны, как раз благодаря тому, что "Орион"
сосредоточен на лунной программе, у него больше возможностей для
межпланетных путешествий
Александр Железняков
Действительный член Академии космонавтики имени
Циолковского
А вот какого преимущества у отечественного корабля точно нет,
так это скорости постройки. Первый полёт "Орла" на Луну намечен
лишь на 2028 год. Более того, Россия рискует оказаться даже не
второй на Луне, а третьей.
У китайцев уже есть прототип пилотируемого корабля, который
способен лететь к Луне, они его в мае успешно испытали. Они могут
даже и американцев опередить. Я, вообще говоря, ставлю на них. Они
свои достижения особо не афишируют и тем не менее продолжают
работать
Александр Железняков
Действительный член Академии космонавтики имени
Циолковского
Ясно одно: Crew Dragon — не просто новый игрок на космическом
рынке. Настоящая игра начнётся на другой площадке — за пределами
околоземного пространства. И России придётся очень постараться,
чтобы не проиграть.
Комментарии