Аферисты научились за считаные минуты обчищать банковские счета, имея на руках только сим-карту жертвы. Зачастую им помогают сотрудники сотовых операторов и работники салонов связи. Лайф разбирался, какие схемы используют мошенники и как можно спасти свои деньги.
11 января, сразу после новогодних праздников, москвичке Светлане
Абаде, проживающей в Бразилии, прилетел "подарок" с родины.
Оператор "Билайн"
17 января живущие в Москве родители Светланы запросили восстановление номера, оператор пообещал дать ответ в течение трёх дней. 21 января номер наконец-то вышел из заморозки — "Билайн" сообщил об этом по телефону в 10:00 и пригласил забрать его лично
Уже потом Светлана, отключённая от СМС-информирования, зайдёт на свои банковские счета и обнаружит, что в них кто-то похозяйничал. Следите за руками:
— 21 января в 7:32 с аккаунта WebMoney были сняты все средства и перекинуты на неизвестные счета;
— в 7:50 кто-то залез в личный кабинет "Сбербанк Онлайн" и вывел деньги с четырёх карт женщины;
— в 8:02 анониму открылся аккаунт "Тинькофф банка", откуда в неизвестном направлении испарилась ещё часть денег.
Как оказалось, доступ к аккаунтам в банках и платёжных системах был получен через СМС-подтверждение. А теперь немного мистики: как позже сообщит представитель "Билайна", сим-карта с размороженным номером москвички была продана в 7:30. То есть момент продажи номера неизвестному лицу и первое списание средств отделяют две минуты.
Возмущённая женщина обратилась к оператору с двумя вопросами: каким образом сим-карта с привязанными банковскими аккаунтами оказалась в руках неизвестного, и как "Билайн" умудрился продать номер ранним утром, а спустя три часа радостно сообщил клиенту о его разблокировке? Некоторое время спустя жертва получила ответ от сотовой компании: нет никакой гарантии, что вышедший из заморозки номер не успеет уйти к другому клиенту. И посоветовали обратиться в полицию. Позже родственники Светланы укажут в заявлении интересную деталь, которой с ними поделились сотрудники оператора — номер Абады был продан 21 января в 7:30 иностранному гражданину из Киргизии.
Кто виноват?
В поисках похожих ситуаций мы изучили профильный ресурс
"Банки.ру", где нашли подобные истории потери и "законного" отъёма
номера. Например, похожий
В 2015 году "Фейсбук" обсуждал
К счастью для свежей жертвы "номерных" воров Светланы Абады, на её счетах было не так много денег — неизвестный воришка увёл порядка 25 000 рублей. "Но я осталась без единой карточки, живя в Бразилии, — сетует женщина. — Подозреваю, что всё провернул сотрудник оператора, но, как говорится, не пойман — не вор".
По первому запросу Лайфа пресс-служба "Билайна" заявила, что компания проводит проверку по обращению женщины. Через несколько часов, как только история Светланы разошлась по "Фейсбуку", оператор связался с Лайф и сообщил, что в компании идут проверки корректности выполнения всех процедур сотрудниками. Получается, подозрения обманутой женщины не беспочвенны?
В попытке разобраться в ситуации мы изучили порядок блокировки
номеров у сотовых операторов России. Как оказалось, "Билайн"
Источник на рынке сотовой связи на условиях анонимности подтвердил, что практика блокировки неиспользуемых номеров широко применяется всеми операторами. По его словам, от момента заморозки номера до его возвращения в продажу проходит примерно полгода. Также для оператора важно, чтобы клиент совершал звонки или платёжные операции — "входящие сообщения и мобильная коммерция не являются активностью на номере". Источник заметил, что в истории Светланы нужно разбираться, как злоумышленникам удалось получить доступ к аккаунтам и списать средства, зная только номер телефоны жертвы.
Что делать если это случилось с вами?
Сейчас делом скомпрометированного номера и похищенных денег занимается полиция, оператор проводит внутреннюю проверку. Что нужно делать, чтобы такие истории не коснулись родных и близких?
Во-первых, чётко знать, на какой период можно без последствий забыть про свой номер телефона. Как показывает практика, в большинстве случаев оператор имеет право изъять его уже через три месяца с момента последней активности.
Во-вторых, при разрыве договора с оператором обращаться в банки и требовать отвязать старый номер от аккаунтов и отключить услуги: СМС-баланс, автоплатежи и прочее. Как пояснили наши собеседники, кредитные организации в курсе фактов расторжения договора с оператором, но не всегда спешат отключить старый номер от счетов.
Нужно заметить, что в некоторых случаях банки сами вычисляют подозрительные транши и блокируют операции. Как показывает кейс Светланы Абады, часть денег со счёта "Тинькофф банка" была спасена из-за забившей тревогу системы безопасности (антифрод). Нам пояснили в пресс-службе организации, что система определила транзакции со счетов Светланы как подозрительные и потребовала личного одобрения клиента. Так или иначе, но даже умная технология не смогла спасти всех накоплений, поэтому полностью уповать на защиту банка не стоит.
Как поступить, если вы оказались в ситуации, близкой к истории нашей героини? Управляющий партнёр юридического бюро U&Partners Андрей Андреев посоветовал "бить по всем фронтам": обращаться в полицию, писать заявления в банки и составлять претензию к оператору. Последнее необходимо, чтобы выяснить, были ли допущены нарушения с его стороны. "Если ответа не будет, стоит обратиться в суд с требованием вернуть номер и возместить причинённый ущерб", — подытожил юрист.
Комментарии