Исследование: ранние воспоминания младенцев действительно существуют, но их трудно восстановить
Новые данные ставят под сомнение долгое время существующие убеждения об амнезии детства, подтверждая, что у младенцев действительно формируются и сохраняются впечатления. Изучение памяти и познавательных способностей в раннем возрасте стало центром внимания исследователей, стремящихся понять механизмы, когда дети не могут вспомнить важные события из своего раннего детства.

Исследование освещает противоречие между способностью детей к обучению и их неспособностью вспоминать ключевые события. В возрасте примерно одного года младенцы начинают демонстрировать выдающуюся обучаемость: они произносят первые слова, учатся ходить и познают окружающий мир. Однако большинство из этих навыков и впечатлений остаются вне их памяти, что вызывает вопросы о механизмах формирования и хранения воспоминаний.
Психолог Ник Терк-Браун подчеркнул интерес к «белому пятну» в истории воспоминаний, которое остается загадкой для исследователей. По его словам, у раннего детства существует разрыв между обучаемостью детей и их способностью удерживать информацию в долгосрочной памяти. Многие социологи и психологи склонны считать, что ранние воспоминания подавляются, как предполагал Зигмунд Фрейд, однако современные исследования отходят от этой теории. Вместо этого внимание сосредотачивается на гиппокампе, структуре мозга, отвечающей за формирование эпизодической памяти
Несмотря на это, Терк-Браун был заинтригован предыдущими наблюдениями в области поведения, которые указывают на то, что младенцы реагируют на знакомые объекты, останавливаясь на них дольше. Эти данные подталкивали команду исследователей к новым экспериментам, направленным на изучение активности мозга младенцев с использованием методов визуализации.
Одной из важнейших трудностей, с которой сталкиваются исследователи при изучении младенцев, является необходимость неподвижного пребывания в аппарате функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). Этот прибор позволяет отслеживать изменения кровотока в мозге и видеть активные области, отвечающие за различные функции, включая память. Чтобы преодолеть эту проблему, исследователи провели различные эксперименты, используя условные стимулы, такие как пустышки и мягкие игрушки, чтобы удерживать младенцев в неподвижном состоянии.
Несмотря на трудности, команды удалось провести более ста сеансов исследований с участием 26 младенцев, разделённых на две группы: одну возрастом до года, другую — старше. Во время эксперимента младенцам показывали изображения лиц, предметов и сцен, а затем снова показывали одни и те же изображения и новые. Измеряя время, проведенное на каждом из изображений, команда исследователей могла оценить, насколько хорошо младенцы запомнили увиденное.
Результаты исследования подтвердили, что гиппокамп активно участвует в процессе кодирования памяти, начиная с возрастной отметки около одного года. Эта находка подтвердила гипотезу о том, что младенцы действительно способны формировать эпизодические воспоминания, хотя это не было отчетливо выражено до указанного возраста. Анализ активности мозга показал, что у детей старше года наблюдается большая активность в гиппокампе при успешном выполнении задач, связанных с запоминанием.
Терк-Браун охарактеризовал результаты своего исследования как явное подтверждение способности младенцев формировать впечатления.
«Это исследование однозначно подтверждает, что младенцы обладают способностью к кодированию памяти в гиппокампе», — пояснил он. Однако при этом остаётся открытым вопрос о том, что происходит с этими ранними воспоминаниями по мере взросления.
Некоторые эксперты, такие как исследователи Адам Рамсаран и Пол Франкленд, отметили важность эксперимента, подчеркнув, что методология, использованная командой, является выдающейся и помогает продвинуть науку вперед. Тем не менее они также акцентируют внимание на сохраняющемся вопросе о доступности этих воспоминаний в будущем.
Комментарии