Очередь на вступление в Евросоюз имеет яркую особенность: она одна из самых медленно тянущихся на планете. Инициировав процесс вхождения в 2022 году, Украина не могла, конечно, рассчитывать на быстрое движение к цели. Так и вышло. Уже несколько лет озадаченный положением венгров под властью Киева Будапешт блокирует переговоры. Выход из положения предложили в Германии: принять Украину в Евросоюз, но без права голоса. В таком случае ей предстоит жить по правилам, влиять на которые она не сможет. В чем-то обидно, но, может быть, хотя бы денежно?
Европа: черный вход
Председатель комитета по международным делам Бундестага Антон Хофрайтер видит Европу двух скоростей так: "У будущих членов Евросоюза нужно потребовать отказа от права вето
Доволен Киев этой находкой или нет, Берлин вполне может продолжить настаивать на неполноправном членстве. В русле германской политики это уже старая и не полностью связанная с Украиной идея. Еще в 2023 году бывший канцлер ФРГ Олаф Шольц инициировал создание группы стран в поддержку централизации Европы: по этому плану вето отдельных государств-участников отменялись бы, и всех оказавшихся в меньшинстве (а не только будущую Украину) ставили бы перед фактом принятых решений. Из 27 государств Евросоюза упрощение административной процедуры поддержали 9: Бельгия, Германия, Финляндия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Словения и Испания. Хотя Германия пробовала настаивать, дальше дело у Шольца не пошло.
Тем не менее не было сомнений, что идея сделать из Европейского союза Европейский тесный союз найдет одобрение у руководства самого объединения — в Еврокомиссии: так и вышло. По словам главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен, правило единодушия держит ЕС в "оковах", от которых следует "освободиться". 1 октября такую попытку предпринял председатель Евросовета Антониу Кошта. На саммите в Копенгагене евробюрократ номер два пробовал уговорить государства — участники Европейского союза одобрить процедуру вступления в ЕС (в частности — для Украины) простым квалифицированным большинством. Успеха не добился. Исподволь в Европе сложилась коалиция противников этого решения: Хорватия и дальше одним своим голосом планирует блокировать Сербию, Болгария — Северную Македонию, а Греция — Турцию. Получается, дело далеко не только в трениях между Будапештом и Киевом.
Вступление 2.0
При таких вводных идея включать в Европейский союз государства на правах стран второго ряда может оказаться достаточно жизнеспособной. На практическом уровне в этом можно увидеть компромисс. Как участникам ЕС, новоприбывшим полагалось бы финансирование за счет остальных, тогда как в праве влиять на его сметы им было бы отказано. В особенности это затрагивает Украину. Если распространить бюджетные правила Евросоюза на нее без изменений, то получилось бы, что в качестве налога европейский Киев стал бы выплачивать Брюсселю €1,4 млрд в год, а назад получать субсидий на 20 млрд. Это очень неравновесно, зато если лишить Киев права голоса, то сумму вполне можно скорректировать в любую сторону.
Читайте также
ТАСС: ЕК исчерпала все ресурсы для Киева из бюджета ЕС 2021-2027 годов

Созданный по Маастрихтскому соглашению 1992 года Евросоюз не задумывался для государств с кардинально различающимся уровнем развития. Однако именно это — случай Украины. Беднейшая участница ЕС, Болгария, по ВВП на душу населения вдвое уступает среднему уровню, при этом украинцы втрое беднее болгар (15% от по ЕС). Вступление такого государства означает, что и оно получит доступ к системе взаимопомощи, известной как "фонды сплочения". В европейском семилетнем бюджете они занимают в пределах от 30 до 35% всех средств. Став приоритетным получателем, Киев отодвинул бы от субсидий ряд государств среднего достатка. В той или иной форме что-то потеряли бы все европейские "бедные".
Возникающие как следствие трудности отражает европейская социология. В целом, согласно ее данным, 52% жителей Старого Света согласны позволить Киеву присоединиться при условии выполнения им всех многочисленных юридических и бюрократических требований. Однако по отдельным странам процент одобрения разнится. В зажиточной Швеции, не претендующей на дотации из Брюсселя, за — 91%, а в среднеуспешной Чехии — всего 28%. Поучительно, что именно Прага может оказаться в деликатном положении перед лицом придвигающегося Киева: полностью выпасть из числа получателей фондов сплочения. В этой беде Чехия не одинока. Эстония, Литва, Словения, Кипр и Мальта рискуют оказаться в том же положении. Так и выходит, что за исключением прибалтийских стран, ожесточенно враждебных России, во всех оставшихся государствах этого списка доля поддержки украинской заявки чувствительно ниже 50%.
Суверенитет: похищение Европой
Помимо перераспределения денег, Европейский союз может опробовать и другую меру, чтобы принять Украину в свой теремок, — увеличение налогов. Этот подход соответствует уже наблюдающейся тенденции: если европейский бюджет на 2021–2027 годы оценивался в €1 трлн, то на срок с 2028 по 2034 год ожидается почти вдвое большая сумма. Для Европейской комиссии такой поворот — долгожданная победа. Каждая возможность увеличить объемы причитающегося "центру" финансирования укрепляет положение евробюрократов. Именно они более всех остальных и заинтересованы во вступлении Украины, солидарность с которой потребует значительных вложений, автоматически проходящих через Брюссель.
Однако и в этом случае сохранение принципа единогласия существенно утяжеляет схему. Страны-доноры, на которые, как ожидается, ляжет повышенная нагрузка, вправе ожидать, что взамен их возможность влиять на расходование средств возрастет. Напротив, периферийные и неуступчивые государства удобно исключить из процесса принятия решений; в противном случае любое изменение финансовых потоков рискует надолго завязнуть в согласованиях. В Германии и во Франции есть силы, согласные расходовать на европейские проекты больше, но с условием, что это будет "их" Европа, с бедными странами не в роли надоевших советников, а прицепа.
На этом фоне Украина вместо причины может оказаться заурядным поводом. Дискуссию о частичной отмене права вето еще в 2018 году инициировал тогдашний председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер. Излишне говорить, что о членстве Киева тогда не шло и речи. Со времен провалившихся референдумов 2005 года о превращении Европы в конфедерацию (дважды нет сказали Франция и Нидерланды) евробюрократия не оставляет надежды достичь своей цели каким-либо окольным путем. И может оказаться, что события на Украине открывают для нее такую возможность.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения цитирования сайта tass.ru

Комментарии