Редакция сайта ТАСС
"Есть диплом — годишься"
"Что вы скажете выпускнику гуманитарного факультета?" — "Двойной эспрессо и гамбургер, пожалуйста".
Этот анекдот — уже примерно ровесник нынешних абитуриентов, но он до сих пор справедлив. По данным пресс-службы крупнейшего российского онлайн-сервиса для поиска работы hh.ru (HeadHunter), только треть выпускников бакалавриата работают по полученной профессии. Сложнее всего искать первую работу тем, кто выучился по социологическим и экономическим направлениям, а также на международные отношения и бизнес-администрирование.
Одна из главных причин такой статистики — в том, что выпускники школ поступают в вузы, не понимая, чему они будут учиться и чем заниматься. Им просто подходят предметы, которые нужно сдать на ЕГЭ, или они выбирают не профессию, а вуз. "Одна девочка не хотела идти в конкретный университет, потому что ей не понравилось здание, — рассказывает профориентолог, кандидат психологических наук, директор центра профориентации "ПрофГид" Эльмира Давыдова. — Когда тебе 17–18, ты думаешь, что четыре года в вузе — это огромный срок
Сразу после школы многие еще не понимают, чем хотят заниматься, — и поступают просто ради поступления. Потому что опасаются попасть в армию / не сдать ЕГЭ в следующий раз / так и остаться без высшего образования. Как говорит исполнительный вице-президент РСПП, доктор экономических наук, профессор, директор Института занятости и профессий НИУ ВШЭ Федор Прокопов, в какой-то момент у нас в стране "все ринулись в высшее образование". "Оно рассматривалось как инструмент социализации. Есть диплом — значит, ты социализирован и годишься в наше сообщество, добро пожаловать", — объясняет он. Среднее профессиональное образование было не в чести. "В моем детстве к техникумам относились с уважением, но ПТУ (профессионально-техническое училище) расшифровывали как "помоги тупому учиться", — вспоминает Эльмира Давыдова. С точки зрения Федора Прокопова, прежде качество среднего профессионального образования действительно оставляло желать лучшего — но с тех пор государство много сделало, чтобы это изменить.
В топ-5 самых дефицитных профессий по статистике hh.ru сейчас входят:
- дворник;
- токарь, фрезеровщик, шлифовщик;
- повар, кондитер, пекарь;
- продавец (консультант/кассир);
- врач.
Нетрудно заметить, что заветного в/о в этом списке требует только одна профессия. А дворник, которым родители пугали поколения детей ("Не поступишь — пойдешь в дворники!"), — вообще самый нужный специалист. Конечно, это не значит, что надо ориентировать ребенка именно на это. "Что теперь, отправлять его на ту работу, где не хватает людей? — говорит Эльмира Давыдова. — Дворник — это физическая работа, ее даже нельзя назвать профессией". Но все-таки у хорошего кондитера может быть больше шансов зарабатывать и состояться в профессии, чем у условного эколога, который за четыре года так и не понял, чем будет заниматься.
"Жизнь предъявляет свои требования"
"Я видела девочку, которая после политологического факультета МГУ не знала, что такое Освенцим", — рассказывает Эльмира Давыдова. Даже высшее гуманитарное образование сейчас, к сожалению, не гарантирует того, что человек умеет хотя бы правильно расставлять запятые. Много зависит от личности самого выпускника — но и вузов, дающих дипломы, а не знания, тоже много. В системе высшего образования в целом назрели изменения.
В 2026/27 учебном году ведущие российские университеты начнут переход к новой системе. Устанавливается базовое и специализированное высшее образование, а также профессиональное — аспирантура. При этом сроки обучения в зависимости от специальности.
21 ноября правительство правила регулирования платных мест в вузах. Они коснутся 30 специальностей уровня бакалавриата и 12 — специалитета. Кроме того, Министерство науки и высшего образования не выделять платные места на направления, где в 2025/26 учебном году средний балл за ЕГЭ был ниже 50.
Общее число бюджетных мест в следующем году на прежнем уровне. Но по некоторым направлениям количество мест увеличат — это инженерные, сельскохозяйственные и медицинские. А по гуманитарным наукам, искусству и культуре их число планируется снизить.
Можно предположить, что в результате на какие-то специальности будет поступить сложнее — не всем хватит не только бюджетных, но и платных мест. Другой вопрос — может, это и не так плохо?
"Образование оторвано от производства, от реального сектора экономики. И происходят сдвиги в этом отношении, потому что жизнь предъявляет свои требования", — говорит доктор экономических наук, профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. По его словам, естественно, что это делается за счет уменьшения гуманитарных направлений образования. "Идет направленность на специализацию образования в плане большей его предметности. Самое важное — это связь с потребностями рынка труда", — считает он.
Федор Прокопов полагает, что "избыточный гуманитарный навес на высшем образовании надо было снимать". Экономисты и юристы в таком количестве просто не нужны. "При этом формировался дефицит рабочих кадров. А сами рабочие места перестали быть грязными, со станками образца 1905 года — потому что бизнес инвестировал в развитие производства, в том числе с поддержкой государства", — рассказывает он.
То есть рабочей профессией можно хорошо зарабатывать, и сама работа вовсе не "грязная" — но убеждение, что без заветного в/о двери закрыты, по-прежнему живо. Родители давят на детей, потому что им стыдно, что ребенок не будет учиться в институте.
Однако по статистике hh.ru, в двух третях вакансий никаких требований к образованию нет. Как отмечают в пресс-службе, востребованность "вышки" сохраняется в профессиях, "имеющих повышенную социальную ответственность, — речь прежде всего идет о врачах, инженерах, юристах, архитекторах".
"Как только родители увидят, что без высшего образования можно хорошо жить, они перестанут на него заглядываться", — считает профориентолог Эльмира Давыдова. Сама она часто ориентирует детей на колледжи. "Я вижу, как много хороших колледжей в Москве. Девочка хозяйственная, коммуникабельная, лучезарная — идите на гостиничное дело — можно не только на высшее, но и в колледж", — говорит она. При поступлении туда, по словам Давыдовой, играет роль средний балл аттестата. То есть колледж — точно не для "тех тупых, что не прошли в университет".
"Потраченных денег это точно стоило"
Василий — выпускник журфака хорошего московского вуза, сейчас учится там же в магистратуре. На втором курсе бакалавриата пошел работать курьером — хотелось зарабатывать. Сменил несколько мест. Это до сих пор его основная работа — он сам себя обеспечивает, снимает жилье, и его доход выше зарплат многих начинающих журналистов. "Изначально это была временная мера, а потом привык, и деньги нормальные, и как-то расхотелось что-то по специальности пробовать. Но я не собираюсь всю жизнь на "Газели" гонять, коробки таскать, надеюсь в будущем пойти если не в журналистику, то в рекламу и маркетинг", — рассказывает он.
Василий говорит, что получить высшее образование хотел сам — потому что всю школу любил читать журналы об автомобилях и хотел делать что-то похожее. Пока его опыт в журналистике совсем небольшой — с постоянной работой по профессии ни разу не сложилось. Сейчас он и не хочет: не сможет сочетать с магистратурой и просто не готов менять привычное. "Я ездил, двигался, а тут сяду в офис. Это даже немного пугает", — говорит он.
Проблема тут в том, что если Василий все же решится пойти работать в какую-то редакцию, это будет стартовая должность — и его доход снизится. В студенчестве с низким заработком жить обычно проще, чем после окончания учебы, — все-таки большинству помогают родители. Василий это понимает и готовится к тому, что придется жить на меньшие деньги или работать на двух работах.
Стоило ли учиться четыре года (да еще и на платном), чтобы зарабатывать курьером больше, чем обладатели того же диплома — в офисе? Василий говорит, что университет помог ему сформироваться и он получил много навыков — от подготовки презентаций до публичных выступлений. "Тут ты учишься и с преподавателями контакт выстраивать, и со сверстниками — больше, чем в школе. Потраченных денег это точно стоило, и я уверен, что это пригодится в жизни. Я 18-летний и я сейчас — это два разных человека", — считает он.
Как утверждают в hh.ru, сейчас у работодателей в цене те, кто умеют прокачивать свои умения. Среди требований, которые указывают в вакансиях, — "обучаемость", "самостоятельность", "ответственность", "самоорганизация". И эти качества в том числе можно наработать в университете — когда приходится научиться самостоятельно искать информацию и строго соблюдать дедлайны.
Получается, что иногда образование действительно выходит "не прикладное", — но тем не менее оказывается полезным.
Эльмира Давыдова советует не переживать тем, кто боится, что после нововведений их ребенок может не попасть в вуз даже на платное. "Можно пойти в колледж и поступить в университет после него. Или пойти на вечернее, — говорит она. — Кто хочет не остаться без высшего, тот найдет, как поступить".
Бэлла Волкова, Габриэла Чалабова
Комментарии