Распространенное сейчас мнение,
что советская власть везде и всюду сносила исторические и
культурные памятники, нуждается в существенной корректировке. Об
этом в
Безбожная реконструкция
Рассказывая о судьбе и творчестве выдающегося русского и советского архитектора, реставратора и искусствоведа Петра Барановского, боровшегося в годы советской власти за сохранение исторических памятников древнерусского зодчества, ученый пояснил, что необходимо отойти от упрощенного восприятия логики исторического процесса. По его мнению, в каждом конкретном случае надо понимать причины сноса того или иного здания в контексте тогдашних событий.

Центральный антирелигиозный музей в Страстном монастыре (снесен в 1937 году) в Москве
Фото:
«Для большевистского режима главной проблемой были не сами церковные здания, а церковные общины — люди, которые там собирались, — пояснил Оксенюк. — Поэтому сначала храмы у них отбирали, а потом власти пытались найти им какое-то практическое применение, что получалось далеко не всегда».
Чем дольше я изучаю этот вопрос, тем больше прихожу к выводу, что кампания по сносу церквей в конце 20-х — начале 30-х годов XX века в большинстве случаев не была обусловлена какими-то фундаментальными идеологическими причинами
По мнению историка, на самом
деле эта кампания представляла собой попытку местных властей
показать вышестоящему начальству свою кипучую деятельность по
коренному переустройству страны. Особенно заметно это проявлялось в
В первые годы советской власти ее идеологи часто говорили о новом обществе, новом быте и прочих абстрактных романтических вещах, которые было почти невозможно реализовать на практике. «Во-первых, ни у кого не было понятия, как это все воплощать в реальности, — объяснил историк. — Во-вторых, на осуществление подобных грандиозных замыслов банально не хватало денег».
Перенесение саркофагов с останками великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря, 1929 год
Фото:
Оксенюк добавил, что властям свою работу в любом случае надо было демонстрировать, поэтому в результате очень часто складывалась такая ситуация: сносили какую-либо церковь, чтобы на ее месте построить нечто новое и современное, но на реализацию этого нового уже не было средств.
Хрущевские сносы
Отвечая на вопрос «Ленты.ру» о причинах массового сноса церквей в конце 50-х — начале 60-х годов XX века, в период правления Хрущева, Оксенюк сказал, что эта тема требует отдельного изучения. По его мнению, можно лишь осторожно предположить, что в хрущевских сносах идеологии было больше. В это время, в отличие от конца 20-х годов XX века, уже имелись и новые технологии строительства, и новые подходы к городскому планированию.
На мой взгляд, при Хрущеве сносы памятников были завязаны на антирелигиозную кампанию, но аналогичные процессы в конце 20-х годов шли в отрыве от нее
Поясняя свой тезис, ученый
напомнил, что антирелигиозная кампания большевиков началась едва ли
не с первых дней советской власти (
Говоря о том, что следует избегать категоричных оценок и стремиться понять логику исторического процесса в России XX века, Оксенюк особо отметил, что не пытается оправдывать массовый снос исторических памятников в годы советской власти, которым противостоял Барановский. «Я только пытаюсь объяснить контекст времени, когда эти печальные события происходили, и логику принятия решений», — резюмировал историк.

Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе после подавления антибольшевистского восстания в Ярославле в 1918 году
Фото:
Петр Дмитриевич Барановский
(1892-1984) — выдающийся русский и советский архитектор,
искусствовед, реставратор памятников древнерусского зодчества.
Организатор первого в стране музея-заповедника под
открытым небом в Коломенском (директор в 1923-1933 годах),
один из основателей Центрального музея древнерусской
культуры и искусства имени
Петр Барановский — автор исследований по истории архитектуры и инструкций по методике реставрации. Он сформулировал реставрационный метод расчета кирпичного декора по кладке или метод наращивания сохранившихся хвостовых частей кирпича. Петр Барановский ушел в мир иной 12 июня 1984 года в Москве в возрасте 92 лет.
Комментарии