Многополярная реальность создает новую логистику Африки

ИноСМИ

25 Просмотры 0

Богатая ресурсами Африка снова стала в последние годы местом пересечения экономических и политических интересов мировых держав. В ближайшее десятилетие континент станет главным источником сырья для мировой промышленности. Экономический потенциал бывших колоний Бельгии, Франции, Португалии сдерживает слаборазвитая инфраструктура и непрекращающиеся вооруженные конфликты.

На континенте активизировалась работа по созданию новых путей доставки минералов и углеводородов и восстановлению уже имеющихся, но обветшавших. Мировые игроки, среди которых немало новых, приходят на континент и предлагают помощь — одни от чистого сердца, другие со скрытым умыслом.  

Россия строит нефтепродуктопровод в Республике Конго

Президент Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения между правительствами России и Республики Конго о сотрудничестве в строительстве магистрального нефтепродуктопровода в африканской стране. Труба диаметром 30,5 см протянется в широтном направлении на 1300 км от крупнейшего конголезского порта Пуэнт-Нуар на Атлантике до нефтеперерабатывающего завода в Малуко-Трешо с "заходом" по пути в столицу Браззавиль.

Также проект рассчитан на экспорт нефтепродуктов из Республики Конго в соседние Демократическую Республику Конго (ДРК) и Центральноафриканскую Республику (ЦАР). Нефтепродуктопровод дает возможность транспортировки различных продуктов переработки нефти — бензина, дизельного топлива и авиационного керосина.

Идея проекта родилась еще в 2017 году. В мае 2019 года президент Конго Дени Сассу-Нгессо приезжал в Россию и обсуждал его с Владимиром Путиным, но согласование было приостановлено из-за пандемии Covid-19.

Наконец, в сентябре 2024 года в Москве подписали соглашение. Заказчиком с конголезской стороны выступила Société Nationale des Pétroles du Congo (SNPC, Национальная нефтяная компания Конго), а ответственный за реализацию с российской стороны — ООО "Закнефтегазстрой-Прометей"

Доля российского участия — 90%. В числе крупнейших проектов "ЗНГС-Прометей", основанного еще в советское время в 1958 году, — магистральный газопровод Ямал-Европа.

Реализация проекта позволит Конго обеспечить бесперебойные поставки нефтепродуктов в столичный регион и укрепить позиции страны как ключевого игрока в обеспечении энергобезопасности региона.

Республика Конго, третья по объемам добычи нефти в Африке к югу от Сахары, сегодня находится в кризисе. В период с 2014 по 2020 годы доходы от нефти упали настолько, что республика вернулась к статусу страны с низким уровнем дохода. Долг страны составляет около 80% ВВП и не снижается.

Россия — мировой лидер в области строительства нефтепродуктопроводов. Эксплуатация такого объекта в Африке принесет Москве существенную выгоду.

По словам экспертов Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, Россия и США исторически соревновались друг с другом в нефтегазовой отрасли. Если американцы обогнали нас в строительстве нефтепроводов, то по сооружению нефтепродуктопроводов Россия остается неоспоримым лидером. У СССР и современной России есть колоссальный опыт прокладки трубы в самых трудных местностях разных климатических зон — в Алжире, Греции, Ираке, Ливии, Иране, на Кубе.

В нынешней непростой для правительства в Браззавиле социально-экономической и внутриполитической ситуации власти Конго выбрали Россию для строительства нефтепродуктопровода как надежного партнера.

Коридор Лобиту

Тысячью километров южнее США и Европейский союз пытаются возродить старый колониальный маршрут транспортировки полезных ископаемых из ДРК до ангольского порта Лобиту на Атлантическом океане — так называемый коридор Лобиту. Их цель — противостоять почти полной монополии Китая на стратегические ресурсы, которые Пекин в последнее время стал вывозить из Центральной Африки в противоположном направлении — в порты на океане Индийском.

Напомним, в Северном Киву на востоке ДРК идет гражданская война, в которую втянулись соседние государства. Схватка, спровоцированная бывшими колонизаторами на этнической почве, в действительности идет за редкоземельные металлы и другие ценные ископаемые, без которых невозможно существование современной электроники. Почти все эти богатства реализуются на международном черном рынке, минуя бюджет ДРК.

Из-за войны, давления оппозиции и невнятной (порой враждебной) позиции западных держав положение правительства в Киншасе (ДРК) весьма шаткое. Власти хотят получить политическую поддержку от США и Евросоюза и при этом прекратить разграбление недр. Они готовы предложить Западу поучаствовать в переработке своего сырья в обмен на гарантии политической стабильности.

Но западные лидеры занимают мутную, противоречащую мирной региональной интеграции позицию. Так, президент ДРК Феликс Чисекеди был вынужден покинуть последний саммит Франкофонии после вступительной речи президента Франции Эммануэля Макрона, в которой не было ни слова о бойне в Северном Киву, зато был оказан теплый прием Полю Кагаме, президенту Руанды, которая чуть ли не открыто поддерживает конголезских мятежников из группировки М23. Соседи ДРК все больше встревожены этой войной, которая угрожает стабильности Центральной Африки и тормозит потенциальное экономическое развитие.

Коридор Лобиту должен соединить южную часть ДРК и северо-западную часть Замбии с помощью железной дороги протяженностью 1300 км. Этот проект был возобновлен в мае 2023 года в рамках Партнерства G7 — совместной инициативы стран "Большой семерки" по финансированию инфраструктурных проектов в развивающихся странах. В октябре того же года ЕС и США подписали меморандум о взаимопонимании с Анголой, ДРК, Замбией, Африканским банком развития и Африканской финансовой корпорацией, чтобы обозначить цели этого коридора.

Реальная цель заключается не столько в открытии доступа к горнодобывающему центру континента, сколько в перенаправлении его ресурсов в сторону Атлантики и портов США.

До обретения ДРК (тогда Заиром) независимости в 1960 году бельгийцы часто использовали этот маршрут либо по автомобильной трассе, либо по Бенгельской железной дороге. Большая часть добытой меди и урана следовали этими путями. Уран в конечном итоге попадал в Соединенные Штаты.

Войны, последовавшие за обретением Анголой независимости в 1975 году, сделали железную дорогу, построенную между 1902 и 1929 годами, непригодной для использования. Плохое обслуживание на конголезской территории и переход на автомобильный транспорт добили этот колониальный проект. Но он по-прежнему привлекателен благодаря более низким эксплуатационным расходам и щадящему воздействию на окружающую среду.

Луанда в последние годы начала восстанавливать железную дорогу. Ангола восстановила свой участок, построив 30 станций, двухпутную колею, создав международный аэропорт в Лобиту и добавив два терминала в порту. Однако на конголезской стороне оставшиеся 427 километров "железки" находятся в плачевном состоянии.

Сегодня медь, уран, кобальт и другие стратегические минералы из конголезского и замбийского медного пояса находятся почти под монопольным контролем Китая.

Цифровые технологические достижения Пекина рождаются на рудниках Африки. Огромные отвалы шлака затмевают небо, колонны грузовиков перевозят руду — зачастую необработанную и едва отсортированную — в порты Индийского океана, включая Дурбан в ЮАР. Учитывая, что у ДРК слаборазвита инфраструктура, весь колтан, добываемый на востоке страны, попадает на мировой рынок через Руанду, откуда он переправляется через порты Кении и Танзании.

Чтобы противостоять коммерческому и технологическому доминированию Китая, США и ЕС отдали приоритет коридору Лобиту. Экономисты подсчитали, что этот маршрут может сократить время транспортировки, позволяя грузам достигать Атлантики за восемь дней вместо месяца — в порты Индийского океана.

США и их партнеры мобилизовали около $1 млрд для расширения коридора Лобито. Для Вашингтона и Брюсселя соединение Медного пояса с Атлантическим океаном является геополитическим шагом в гонке против Пекина.

Несмотря на множество позитивных новостей о финансовых вливаниях в коридор Лобиту, эксперты считают, что инвестиционный проект все больше напоминает "мыльный пузырь". В течение последнего года в публичном пространстве неоднократно упоминались суммы с шестизначными цифрами, "одобренные" для развития коридора, однако реальные изменения пока не заметны.

Тазара

Если по коридору Лобиту из центра Африки можно приехать на запад к Атлантике, то железная дорога Тазара, которую взялся реконструировать Китай, ведет в противоположном направлении — к порту Дар-эс-Салам. Пекин планирует потратить тоже $1 млрд на приведение в порядок этой ключевой железнодорожной линии.

Недавно посол Китая в Замбии Ду Сяохуэй передал предложение о реконструкции Тазары министру транспорта этой страны Фрэнку Тайали, заявив, что инвестиции будут осуществлены в рамках государственно-частного партнерства в ближайшие годы. Поддержать проект пообещал лично председатель КНР Си Цзиньпин еще в 2022–2023 годах, когда Китай посещали президенты Танзании и Замбии.

Дорога была построена в 1970-х годах и финансировалась китайским правительством при Мао Цзэдуне в качестве проекта иностранной помощи. Си Цзиньпин отметил, что железная дорога Танзания-Замбия стала "символом китайско-африканской дружбы".

В 1970-х Замбия отчаянно нуждалась в железнодорожном сообщении с побережьем Танзании для транспортировки меди, своего основного экспортного продукта. Соседняя Южная Родезия, ныне Зимбабве, перерезала единственный путь Замбии к морю в ответ на передачу власти в Лусаке чернокожему большинству.

Китай построил железнодорожную трассу Тазара примерно за 1 млрд юаней ($140,5 млн). С 1970 по 1975 год около 50 000 китайских рабочих протянули 1860 км путей. На сегодня эта железная дорога остается крупнейшим зарубежным проектом Китая.

Отремонтированная железная дорога Тазара будет напрямую конкурировать с коридором Лобито.

Газопровод Нигерия — Марокко

Завершена проработка маршрута будущего газопровода Africa Atlantic, по которому газ будет экспортироваться в Евросоюз. Его мощность составит 30 млрд кубометров в год. Подводный трубопровод соединит Нигерию с Марокко и будет проложен вдоль побережья Западной Африки.

"Africa Atlantic направлен на обеспечение реального процветания Африки и ее населения", — заявила в Абудже (Нигерия) министр энергетического перехода и устойчивого развития Марокко Лейла Бенали.

Она сообщила, что бюджет строительства газопровода оценивается примерно в $25 млрд. "Проект является катализатором экономического, промышленного и цифрового развития, основой для создания рабочих мест и краеугольным камнем превращения Марокко в крупный коридор, связывающий Европу, Африку и Атлантический бассейн", — подчеркнула министр.

Инициаторами строительства самого длинного в мире подводного газопровода протяженностью около 5660 км выступили в 2016 году король Марокко Мухаммед VI и экс-президент Нигерии Мухаммаду Бухари.

Россия, обладающая огромными возможностями и проявляющая повышенный интерес к Африке, тоже может вложиться в реализацию проекта строительства Африкано-атлантического газопровода.

При этом Россия может извлечь из него не только экономическую, но и геополитическую выгоду, считает исполнительный директор нигерийской компании "Климатический инновационный центр" Олорунтоба Банколе. Предстоит работа по обеспечению безопасности маршрута газопровода, и вот здесь была бы полезна экспертиза России, имеющей большой опыт в данной области.

В Африке не отказались бы от более короткого газопровода через Сахару, но действия террористов в Сахеле сводят все подобные планы к нулю. Так, проект Транссахарского газопровода, предусматривающего транспортировку нигерийского газа в Алжир, может быть продолжен в среднесрочной перспективе, однако введение его в эксплуатацию к 2027 году, как это было ранее запланировано, вряд ли состоится.

Хотя на бумаге проект представляется интересным, он требует стабилизации отношений не только между тремя странами — Нигерией, Нигером и Алжиром, заинтересованными в транссахарском маршруте, — но и между государствами Магриба: Марокко и Тунисом.

Торговый коридор Дуала — Нджамена

Евросоюз вкладывает €40 млн в модернизацию торгового коридора Дуала-Нджамена. Это маршрут соединяет портовый город Дуала в Камеруне со столицей Чада Нджаменой.

ЕС все чаще рассматривает Африку не только как реципиента экономической помощи и поставщика базовых ресурсов, но и как перспективное направление для стратегических инвестиций, а, возможно, в будущем и платежеспособного рынка для своих товаров.

Правда, для этого придется избавиться от стойких неоколониалистских методов использования неравноправного торгово-экономического обмена для сохранения контроля над природными богатствами "дорогих африканских партнеров". 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии