Ленты социальных сетей наводнены постами блогеров, которые зарабатывают миллионы на рекламе брендовых товаров. Вновь и вновь они навязывают подписчикам дорогие вещи, которые стремительно выходят из моды, уступая место очередному быстротечному тренду. Несколько лет в погоне за новинками люди теряли деньги и индивидуальность, однако в 2025 году наступила новая эра. На смену привычным инфлюэнсерам пришли деинфлюэнсеры — нестандартные блогеры, которые приучают к осознанному потреблению и экономии на одежде. Как работает их подход и сколько вещей нужно покупать в год, чтобы иметь стильный гардероб, не разоряясь на шопинге каждый месяц, — разбиралась «Лента.ру».
Кто такие деинфлюэнсеры и чего они хотят?
«Вы действительно хотели этот
товар или его вам просто продали?» —
Вибе — последовательница посвященного отказу от чрезмерного шопинга движения, которое набирает обороты с 2023 года. Отвергая традиционную культуру инфлюэнсеров, оно получило широкую популярность благодаря хештегу #deinfluencing, который насчитывает более миллиарда просмотров
Когда Диане начало попадаться все больше рекламы в ленте, девушка подумала о том, сколько всего она уже купила за последние несколько лет из-за отзывов инфлюэнсеров. «Внезапно меня осенило, что все это — не более чем реклама. Это не похоже на просмотр телевизора, где ее можно легко распознать. Мы чувствуем себя так, словно слышим о товаре от друга или члена семьи, потому что воспринимаем любимых тиктокеров как людей, которых мы знаем лично», — поделилась опытом Вибе.

Фото: LightField Studios / Shutterstock / Fotodom
Согласно
В последние годы крупнейшие международные онлайн-магазины, такие как Asos, Boohoo и Pretty Little Thing, переживали сложные времена из-за падения спроса и изменения потребительских привычек. Однако соцсети по-прежнему наводнены блогерами, продвигающими самые разные товары.
В 2023 году индустрия инфлюэнсер-маркетинга увеличилась более чем вдвое по сравнению с 2019 годом и оценивалась в 21,1 миллиарда долларов
Как блогеры заставляют подписчиков покупать ненужные вещи?
«Совсем недавно у меня было
120 тысяч канадских долларов долга по студенческим кредитам,
но я продолжала совершать новые покупки каждую неделю. Я достигла
дна, когда приобрела пару ботинок по цене, превышающей арендную
плату за мою квартиру. Я купила их, хотя знала, что не могу себе
этого позволить», —
По мнению Кристины, люди больше не видят ценности в том, что они покупают, поскольку товары просто не оправдывают их ожиданий. Каждый год вещи становятся все дороже, а их качество — все хуже. Сначала Михаскив полностью отказалась от покупок, отдавая предпочтение «минималистичному» образу жизни, однако это сделало ее несчастной. Тогда канадка пришла к промежуточному варианту: иногда девушка позволяет себе шопинг, но перед каждым походом по магазинам она тщательно анализирует свой гардероб.

Фото: pikselstock / Shutterstock / Fotodom
Девушка призналась, что еще
пять лет назад ощущала себя в ловушке, которую она назвала
«Instagram против реальности» (запрещенная в России соцсеть;
принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и
запрещенной в
«Отвяжитесь от своего телефона. Постоянное потребление контента повышает вероятность поддаться неосознанным импульсам, — посоветовала она. — Правда, отложите телефон, потрогайте траву, поиграйте со своим гардеробом и используйте то, что у вас уже есть, для создания забавных образов. Может быть, вы поймете, что то, что у вас уже есть, достаточно хорошо».
Почему отказ от шопинга — в тренде?
«В соцсетях со мной связался
почтовый работник, который рассказал, что доставил посылки Shein в
один и тот же дом 17 раз за месяц», —
Ежегодно в мире
«Я здесь, чтобы перестать
влиять на вас, —

Фото: Edward Berthelot / Getty Images
Издание
Деинфлюэнсеры утверждают, что желание обладать конкретным товаром конкретного бренда — больше не в моде
При этом маркетологи считают,
что причина возникновения деинфлюэнсинга кроется вовсе не в
растущей экологической и экономической сознательности людей, а в
том, что на фоне повышения стоимости жизни в разных странах у
блогеров появилась потребность укрепить доверительные отношения с
подписчиками, которые больше не могут себе позволить дорогие
товары. «Деинфлюэнсинг — это такая же маркетинговая стратегия,
—
Как импульсивные покупки убивают стиль?
В 1930-х в гардеробе
женщины было примерно 60 предметов одежды, и ежегодно они
покупали только пять новых вещей. В
Быстрая мода вредна не только
для финансов и окружающей среды, но и для личного стиля,

Фото: KK_face / Shutterstock / Fotodom
Персональный стиль требует времени для развития и экспериментов с одними и теми же вещами, говорит Грэм. Кроме того, важно покупать то, что нравится, а не то, что диктуют тренды. «Инфлюэнсеры убеждают нас покупать определенную одежду, и мы выбираем вещи, которые отражают чужой образ жизни. Мы пытаемся подражать им, но это никогда не приведет к практичному гардеробу. Нужно разорвать этот порочный круг и понять, что нравится именно вам, а затем совершать обдуманные покупки, отказавшись от мелких импульсивных трат», — объясняет специалистка.
Грэм заявляет, что осознанно
относится к шопингу и ценит то, что ее одежда «стареет» со
временем. «У меня есть куртка, которой я владею уже шесть лет, и
мне нравится ее стилизовать, —
Комментарии