Предлогами для введения оплаты за сетевой резерв и дифференциации тарифов, по мнению некоторых экспертов, может служить желание «Россетей» осуществить «цифровизацию» электросетевого комплекса. В том числе и на эти цели сетевая монополия планирует потратить свой инвестиционный бюджет, заявленный в рекордном объеме — 1,3 трлн рублей.
До определения величины и источников финансирования цифровой трансформации электросетевого комплекса необходимо в первую очередь определиться с нормативной фиксацией - что такое цифровизация, - и с перечнем работ, которые должны быть отнесены на данный вид деятельности. В противном случае невозможно контролировать целевое использование выделенных на цифровую трансформацию электросетевого комплекса денежных средств.
Пилотные проекты цифровизации с 2014 года реализуются в Калининградской, Ярославской и Тульской областях, при этом подробных данных об эффективности реализации данных пилотных проектов в публичном пространстве нет. Известно, что, по крайней мере, на конец 2017 года при реализации пилотных проектов ПАО «Россети» не удалось снизить потери в сетях до допустимых нормативных значений.
Согласно данным из открытых источников (сайт ПАО «Россети»), ощутимого эффекта пилотные проекты не принесли:
Из решения Совета директоров ПАО «Россети», от 22 декабря 2017 г. № 286, следует, что проект «Строительства интеллектуальных сетей», в рамках которого проводится эксперимент в указанных областях, убыточен (решением Совета директоров менеджменту ПАО «Россети» поручено принять меры по снижению убытков от реализации проекта и по выходу на его безубыточную реализацию). Финансовое состояние ПАО «Россети» позволяет не прибегать к «изъятию» средств у энергоемких потребителей ФСК для решения текущих вопросов
Финансовое положение ПАО «Россети» является достаточно устойчивым и в рамках существующих условий регулирования, так за период 2015-2018 гг. рентабельность холдинга по EBITDA составляет около 30% или 1,15 трлн рублей, рентабельность по чистой прибыли составляет около 10-15% или 0,46 трлн рублей.
По итогам заседания совета директоров ПАО «Россети», состоявшегося 27 мая 2019 года, на выплату дивидендов за I квартал 2019 года будет направлено более 5 млрд рублей, что является беспрецедентным в истории «Россетей», а также в два раза превышает объем дивидендов за аналогичный период прошлого года.
По словам замгендиректора «Россетей» Павла Гребцова, предложенные методы позволят привлечь дополнительные источники финансирования для повышения эффективности деятельности его компании
Как утверждает Гребцов, прямые потребители Федеральной сетевой компании (ФСК) вполне справедливо должны быть обременены неэффективными и недоучтенными затратами, возникающими в распределительных сетях холдинга «Межрегиональные распределительные сетевые компании» (МРСК). Такой механизм называется перекрестным субсидированием. Однако правильность такого подхода у экспертов вызывает серьезные сомнения. Кроме того, доля перекрестного субсидирования в тарифе сетей высокого напряжения в несколько раз превышает аналогичный показатель в доле тарифов сетей среднего и низкого уровня напряжения. Гребцов подобную систему считает справедливой, не предлагая при этом действенных путей решения самой проблемы эффективности затрат распределительных сетей. Топ-менеджер компании, судя по всему, не ставит вопрос, как добиться равного для всех распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения внутри действующих тарифов МРСК.
Возможно, у «Россетей» существует собственное понимание равномерности распределения финансовой нагрузки на свои дочерние компании. Вместе с тем, очевидно, что поставленную правительством задачу по сокращению перекрестного субсидирования государственный холдинг не выполнил.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить вхождение Российской Федерации в число крупнейших экономик мира, обеспечение экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов. Инициативы ПАО «Россети», которые могут привести к дополнительному финансовому обременению промышленности, вступают в прямое противоречие с Указом Президента.
По мнению отраслевых экспертов, правительству необходимо поставить перед руководством «Россетей» такое первоочередное требование, как увеличение объема потребления электроэнергии из единой энергосистемы не только со стороны населения, но и промышленности. Выручка компании не должна превышать инфляционные показатели. Сохранение нынешних неэффективных затрат в электроэнергетике может стать одной из причин отсутствия роста реального несырьевого сектора и ВВП в целом. В результате, отечественные товары продолжат уступать зарубежным аналогам, как на мировом, так и на внутреннем рынке.
Комментарии