Наблюдать за стремлением Армении на Запад становится все интереснее, но не с точки зрения возможных последствий (они-то как раз очевидны), а с точки зрения повторяемости истории. Это начинает напоминать предвыборный ролик, снятый командой Альберта Гора к избирательной кампании в США в 2000 году, в котором мужчина многократно садился на мотоцикл и въезжал на нем в бетонную стену. Авторы ролика задавались вопросом, стоит ли надеяться на новый результат, повторяя одно и то же действие. Есть ощущение, что на мотоцикл Армения уже села, но пока не завела его.
"Партнерство во имя мира"
На днях Ереван подписал Хартию о стратегическом партнерстве с США – любопытный документ, который, по мнению госсекретаря Энтони Блинкена, будет способствовать продвижению по пути к "более устойчивому, более мирному, более безопасному, более независимому Южному Кавказу". Хартия, как это обычно и бывает со всеми подобными документами, полна цветистых формулировок с туманным значением. Стороны будут "развивать сотрудничество", "углублять взаимодействие" и прочее — без конкретных обязательств со стороны США.
Единственным обещанием со стороны Вашингтона в этом документе можно назвать обязательство по обучению армянских военных, но и тут возникает больше вопросов, чем ответов. Во-первых, они и ранее проходили обучение на военных базах НАТО в рамках программы альянса "Партнерство во имя мира"
С другой стороны, обучение на западных военных базах проходит на системах вооружений натовского образца. И вот это уже принципиальный момент, поскольку оснащение ВС Армении по большей части состоит из вооружения, унаследованного от Советского Союза, а также полученного за годы независимости из России.
Соответственно, недалек тот момент, когда Армении предложат массово закупать натовское оружие — военных-то на нем тренировали. Позволить себе его закупать Ереван явно не сможет, оно вновь будет поставляться в кредит, но США кредиты просто так не списывают. При этом никаких обещаний о бесплатных поставках оружия в документе нет, США обязуются только поддерживать Армению и, видимо, помогать советами.
Зато с армянской стороны обязательства есть. Они ностальгически знакомые — продолжать демократические реформы, бороться с коррупцией и "углублять политические, экономические, социальные связи и связи в сфере безопасности с другими странами евро-атлантического сообщества" при поддержке США. Никого уже даже не удивляет, что в межгосударственном документе прямо прописана возможность одного государства вмешиваться во внутреннюю политику другого.
И здесь можно было бы парировать, ведь "поддержка" и "вмешательство" не тождественные понятия. И теоретически Ереван мог бы провести границы этой "поддержки". Но для того и нужен кредитный крючок, на котором страну можно бесконечно держать и переформатировать по своему вкусу. Все это мы тоже уже видели.
Не только США
Между тем на рассмотрении в парламенте Армении находится не менее любопытный документ — одобренный ранее правительством проект решения о начале процесса вступления в ЕС. Армянский премьер Никол Пашинян отмечал, что оно не будет означать автоматическое присоединение Еревана к сообществу, поскольку этот вопрос требует обсуждения на референдуме. В то же время вице-премьер РФ Алексей Оверчук пояснял, что Россия рассматривает обсуждение в Армении этого законопроекта как начало выхода республики из Евразийского экономического союза, так как вступление в ЕС несовместимо с членством страны в ЕАЭС.
К чему приведет подобное решение, тоже известно. Одна постсоветская республика уже получила очень сомнительную "зону свободной торговли" с ЕС, за что лишилась всех таможенных преференций со стороны России. Формулировка про несовместимость означает именно это — первым шагом, очевидно, будет отмена таможенных преференций.
А потом, как и в случае с Украиной, в предпоследний момент появится список квот на таможенные льготы со стороны ЕС. А в последний момент внезапно выяснится, что производство стандартизовано под российский рынок и даже абрикосы удобряют запрещенными в ЕС веществами, поэтому с экспортом в западные страны будет сложно. Все это, безусловно, можно изменить, на это Еревану даже выпишут новый кредит.
Останется, правда, вопрос с людьми — членство в ЕАЭС ведь предполагает большое количество социальных и гуманитарных преференций. Среди них и признание дипломов, и медицинская помощь, и упрощенная система устройства на работу и учебу. Как и в случае с экспортом, можно было бы предположить, что армянские власти рассчитывают на переориентацию трудовой миграции на Запад. Но и это мы уже видели. Киев, помнится, рассчитывал на полноценный безвизовый режим с правом на работу.
Проторенным маршрутом
Однако власти республики, судя по всему, народного протеста уже не боятся. Народ не простил им ни карабахскую тему, ни налаживание отношений с Турцией, ни даже одиозные высказывания Пашиняна о хачкарах. Скорее всего, все, кто будет не согласен с новым положением дел, просто пополнят многомиллионную армянскую диаспору, которая и сейчас вдвое больше населения самой страны.
Саму же Армению начнут все больше использовать в геополитических играх Запада, которые, как правило, сводятся к созданию очагов напряженности в различных точках мира и получению с этого прибыли — хотя бы за счет продажи вооружений.
И в этом свете особенно издевательски звучит формулировка из свежеподписанной хартии: "Сильная, независимая, суверенная и демократическая Армения, способная защитить свой суверенитет, территориальную целостность и нерушимость международно признанных границ, имеет решающее значение для прочной региональной безопасности и процветания".
Именно поэтому, видимо, Западу очень нужно всего этого Армению лишить.
Комментарии