"Израненный, но величавый, войдешь ты в летопись веков". Как восстанавливали Севастополь

Общество

65 Просмотры 0

Мальчик и море

— Вот, прямо здесь был такой мосточек — и мы с него ныряли. У меня даже фото есть, как я тут козлом прыгаю!

Мы с Валерием Гурьевичем Скрипником, перегнувшись через широкий парапет центральной набережной Севастополя, щуримся от летнего солнца и рассматриваем синюю воду бухты с зарослями водорослей. Валуны под водой, говорит 79-летний танцовщик, те же самые, из его детства. Обозреваем мы и новостройки на мысе Хрустальном, и береговые батареи XIX века, и позднесоветскую застройку на дальней стороне бухты.

Скрипник — знаменитый севастополец, солист Ансамбля народного танца "Севастополь", посвятивший ему более 60 лет своей жизни.

Справа, чуть ближе к Памятнику затопленным кораблям, то самое место, где фотограф ТАСС Евгений Халдей в 1944 году запечатлел обед в детском саду. На снимке — девочки, пережившие ужасы войны и оккупации. А через несколько лет, в детстве Валерия Скрипника, уже другие, родившиеся в мирное время малыши в этом же месте плескались на мелководье.

— А с памятника мы тоже в воду прыгали: после войны там фундамент начал проседать или что-то такое, его как раз под водой огородили блоками, зазоры между ними небольшие — и вот в этот зазор надо было попасть. Сейчас-то строго следят, а тогда мы облепим памятник, как саранча, но только подходит и начинает ругаться милиционер, — так мы все — прыг! — и нет уже никого.

О Приморском бульваре и Памятнике затопленным кораблям

Приморский бульвар Севастополя был разбит в конце XIX века на месте одной из береговых артиллерийских батарей, разрушенных при Первой обороне Севастополя 1854−1855 годов

Это центр города и излюбленное место для прогулок.

Неудивительно, что бульвар стал одним из главных мест, где фотокорреспонденты, вошедшие в Севастополь в мае 1944 года вместе с советскими солдатами, делали свои фото — здесь снято, например, знаменитое фото моряков-десантников, выходящих из-под каменного моста, и запечатлен победный салют красноармейцев у Памятника затопленным кораблям.

Несмотря на значительные повреждения, бульвар был не только отремонтирован в числе первых объектов, но и значительно удлинен, а под набережной обустроили пляжные зоны.

Памятник затопленным кораблям — главный символ Севастополя, он воздвигнут в 1905 году как дань уважения парусникам, подорванным на рейде в начале Первой обороны: вкупе с артиллерийскими батареями это надежно закрыло вход в Севастопольскую бухту для неприятельских кораблей и защитило город с моря. Мемориал, на удивление, не пострадал за годы оккупации, а также во время нацистских авианалетов и обстрелов.

Жилкомбинат № 1

Валерий Скрипник — ровесник Победы: он родился в 1945 году в Новороссийске, куда его мать и старшие сестры вернулись из эвакуации. Вскоре отца, гражданского моряка, в годы войны обеспечивавшего высадку героических черноморских десантов, перевели в Севастополь. И здесь семья обосновалась окончательно.

— Наш дом был одним из первых, которые сдали после ремонта — отец работал на Севморзаводе, и в 1949 году мы сюда въехали, под Новый год, до этого жили на улице Портовой. Столько машин, конечно, не было. И мы, мальчишки, гоняли тут на велосипедах.

Дом — а точнее, единый квартал Жилкомбината № 1 — находится в историческом центре города, на одной из главных улиц, Большой морской. По периметру квартала стоят жилые "сталинки", дворы которых очень напоминают дома с дворами-колодцами в центре Петербурга, — и это неудивительно, потому как заново отстраивали Севастополь архитекторы-ленинградцы. Внутри квартала раньше были учреждения: детский сад, клуб с кружками, ЖЭК и другое, необходимое жильцам, — но сейчас здания перепрофилированы под другие цели.

— А здесь были наши футбольные баталии, — показывает Валерий Гурьевич на неприметную забетонированную площадку. — Вдоль края стояли лавочки — "трибуны", и мы называли это "наши Мараканы", как знаменитый бразильский стадион. А вон там, — оборачивается он к дому и показывает на уходящую вверх "колодезную" стену, — дядя Коля жил, который вечно подначивал нас, пацанов.

За красотой и чистотой двора следили все жильцы квартала: общались между собой, выходили на субботники, высаживали деревья, ведь после войны город был большим пепелищем, и озеленяли его все жители, а потом сообща ухаживали за молодыми деревьями и цветочными клумбами.

О Жилкомбинате №1

В 1920–1930-х годах кроме новой экономики в СССР стремились создать и новый образ жизни, подходящий строителю социализма. Все большую роль в обществе начинали играть женщины, чему отчасти способствовал дефицит кадров после Первой мировой и Гражданской войн. В стране строились дома-коммуны и жилкомбинаты, но нередко спальные места в комнатах по 6 кв. м выделялись без учета семейного положения и наличия детей, отсутствовали кухни и удобства.

— О таких перегибах писали в журнале, обратили на это внимание власти. Карл Маркс писал, что человеком можно быть только в человеческих условиях — и вот пример такого ориентированного на людей жилкомбината в Севастополе в 1930–1931 годах был построен под руководством архитектора, выпускника Санкт-Петербургской инженерной школы Михаила Врангеля, — рассказала ТАСС главный архивист Архива города Севастополя Марина Соловьева.

Жилкомбинат №1 действительно давал новое качество жизни, не лишая личного пространства. Семьям выделяли квартиры, а бытовые вопросы решались как никогда просто: прямо внутри квартала работали детский сад, баня, прачечные с первыми в Севастополе автоматическими машинками, столовая, магазины, библиотека, общая котельная и многое другое.

В годы войны здания были сильно повреждены, но воспитанники той же ленинградской школы уже в 1946–1947 годах разработали проект восстановления, добавив еще четыре корпуса и перепроектировав помещения так, чтобы в домах были квартиры с кухнями, ваннами и уборными.

Так по уровню комфорта и ориентированности на жильцов севастопольский Жилкомбината № 1 стал уникальным примером, и когда началось восстановление остальных домов в центре города, архитекторы придерживались квартальной застройки, ориентируясь именно на него.

— Формирование нового человека в человеческих условиях в послевоенном Севастополе стало законом. Даже при строительстве рабочих бараков для первых строителей, которые сюда приехали, эти условия человеческого общежития соблюдались: им старались обеспечить комфортные бытовые условия. Это стало негласным правилом, это формировало севастопольский менталитет.

Улицы Севастополя

Мальчик рос, а город оживал и отстраивался после тяжелой обороны, двух лет оккупации и ожесточенных боев за освобождение. Там, где когда-то был песчаный пляж, сейчас променад и строго запрещено купаться. Там, где мальчишки лазали по руинам на центральном холме, — престижный жилой район. На месте деревянных хибар пригорода — спальные районы, в здание храма вновь вернули богослужения.

Высаженные маленьким Валерой и его соседями деревья во дворе уже выше дома, и сегодня, накануне 80-летнего юбилея, Валерий Гурьевич смотрит на них, запрокинув голову.

Практически про каждый дом в центре Валерий Скрипник может что-то рассказать не хуже профессионального экскурсовода: этот был двухэтажным, но при восстановлении добавили этаж, тут сохранился довоенный фасад — и к нему заново пристроили все остальное, а вот тот хлебный занимает свое помещение уже полвека.

— Мальчишками, конечно, лазали и по развалинам — только не здесь, а на горке (на центральном холме Севастополя — прим. ТАСС). Что творили — сейчас страшно подумать…

Полуразрушенным он помнит и тот самый храм — Покровский собор на Большой морской.

После войны это был едва ли не единственный действующий храм Севастополя, но во время хрущевской антирелигиозной кампании богослужения здесь запретили, а потом начали проводить занятия спортсекций, как и в расположенной рядом караимской кенассе — юный Валера, например, занимался здесь вольной борьбой. Лишь в 1992 году собор снова вернул свои владения, его освятили и в нем возобновились богослужения.

Почему немцы открывали закрытые коммунистами храмы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы строился с 1892 года, в 1905 году был освящен и вскоре возведен в статус городского собора. Как и другие храмы Севастополя, он был закрыт большевиками после Гражданской войны, и вновь открыт во время оккупации 1942−1944 годов.

— Это была в целом политика немцев на всех оккупированных советских территориях, — пояснил ТАСС благочинный Центрального церковного округа Севастополя Сергий Халюта. — Они открывали церкви, закрытые большевиками, выпускали из тюрем и лагерей священнослужителей и возвращали их на места. Они считали, что так население будет лояльнее, ведь как бы люди ни ударялись в социализм, они все равно и веровали, и втайне крестили детей, и отмечали церковные праздники.

Расчет гитлеровцев не оправдался: открытие храмов усилило поддержку не оккупационных, а советских властей. Священнослужители повсеместно начали помогать партизанам и подпольщикам, собирать и передавать через линию фронта деньги на строительство танков и самолетов. И после войны за свое служение многие из них были награждены правительственными наградами.

— Духовенство не может по-другому: Родина у нас одна — Россия, патриотизм — это то, что нам дал Господь.

Подобная ситуация сложилась и в Севастополе. Во время обороны в здании Покровского собора размещался госпиталь, а прямо около храма хоронили умерших от ран солдат и погибших при обстрелах мирных жителей — до сих пор на 9 мая здесь проходит панихида. В ходе военных действий здание сильно пострадало: были разрушены два южных придела, однако храм был открыт вскоре после оккупации города.

— В Севастополе была особая ситуация: здесь ведь стояли румыны, а они тоже православные, поэтому храм открывали не только в целях лояльности, но и для себя. Вообще, после войны большая часть сохранившихся более или менее зданий были как раз храмы. Покровский собор проработал до 1962 года. Мой тесть, житель осажденного Севастополя, уже после освобождения города ходил в этот храм, был пономарем, оттуда поступил в Симферополь в семинарию.

"Севастопольский вальс"

Настоящей любовью и призванием для Скрипника, однако, стал не спорт, а танец. Всю жизнь он занимался хореографией: в детстве — в кружках, во время работы на Севморзаводе — как хобби, не оставил увлечение и на пенсии. В 2023 году он вошел в Книгу рекордов России как старейший солист самодеятельного хореографического коллектива и продолжает танцевать до сих пор.

— Сначала занятия у нас были в здании на улице Пушкина, но в 1962 году мы переехали в Дом пионеров — его как раз тогда отремонтировали.

Детям первого послевоенного поколения Дворец пионеров запомнился еще и тем, что на его фронтонах были установлены скульптурные портреты, для которых позировали их друзья — мальчик и девочка, которых Валерий Скрипник знал лично.

О Первом Севастопольском пионерском штабе

По данным городской архивной службы, Первый Севастопольский пионерский штаб был открыт в 1925 году, а Домом пионеров его назвали уже после освобождения Севастополя. Здание на улице Пушкина, 20 было одноэтажным, и было решено передать организации одно из красивейших зданий города — бывший Институт физических методов лечения на Приморском бульваре.

Однако в годы войны оно было сильно повреждено, и на его восстановление понадобилось больше 10 лет: разработку проекта начали в 1950-м, а открыли для детских коллективов в 1962-м. За это время дважды менялись архитекторы, к участию в самих восстановительных работах активно привлекали жителей города.

Это здание было восстановлено одним из последних в историческом центре Севастополя. Дворец детского и юношеского творчества находится в нем до сих пор, и все так же более 3 тыс. школьников обучаются здесь музыке, хореографии, театральному искусству, декоративно-прикладному творчеству. Только скульптурные группы, которые венчали фронтоны здания, сняты в ходе  масштабной реконструкции. 

Мы проходим мимо Севастопольского русского драматического театра имени А. В. Луначарского. В День города тут дают "Севастопольский вальс" — оперетту 1961 года композитора Константина Листова и писателей Елены Гальпериной и Юлия Анненкова — такой же символ города, как одноименная песня, написанная Листовым немного раньше.

— Знаете еще когда я на него ходил? У нас в Доме офицеров была музыкальная студия, и они первые в Севастополе его поставили, — вспоминает Валерий Гурьевич.

Здание театра во время войны не уцелело — обрушилось из-за прямого попадания авиабомбы. Около 10 лет труппа работала в переделанном под клуб одном из старейших в Севастополе храме святых апостолов Петра и Павла, пережившем обе обороны. Новое здание театра было построено и открыто в 1957 году почти на том же месте.

Как раз от Дворца пионеров до будущего театра и проложили после войны новый участок Приморского бульвара. Сейчас это — яркие клумбы и огромные раскидистые деревья, украшенные фонариками.

— Платаны эти я помню: мы с моря шли, а они маленькие такие!!! Сколько им, получается, лет 70? Их высадили, наверное, тогда же, когда театр построили.

О русском драматическом театре имени А. В. Луначарского

Несмотря на то, что к маю 1944 года театр лишился здания, а многие сотрудники были на фронте, в эвакуации или погибли в оккупации, труппа начала работу вскоре после освобождения Севастополя.

Первые концерты луначарцы давали на площадке, расчищенной среди руин на улице Ленина, а 27 января 1945 года состоялась премьера первого спектакля после освобождения города — в здании Дома офицеров давали спектакль "Так и будет" по пьесе Константина Симонова.

Дом офицеров до сих пор располагается на том же месте в самом центре города — в бывшем здании Адмиралтейского собора святителя Николая. С 1930-х годов там находился кинотеатр, но во время Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Используя сохранившиеся конструкции, строители очень быстро восстановили его, перепрофилировав под Дом офицеров.

Впоследствии он еще раз перестраивался: теперь вокруг прежних стен храма обустроен зимний сад, лестница и кабинеты для творческих студий, а также еще несколько помещений.

Севастополь — тот

Проходя по центру города и рассуждая о своей ностальгии по детству, новых районах, друзьях, танцах, заводе, Валерий Гурьевич в какой-то момент горячо говорит:

— Вот некоторые сейчас начинают: "Севастополь — не тот!". Нет, он тот. Просто иначе стало. Я сейчас когда иду, еду по городу, смотрю на архитектуру, то вижу: некоторые фасады домов остались.

Он указывает на двухэтажный дом на улице Ленина, 8, где жила родня Анны Ахматовой, на здание с каменной лепниной площади Нахимова, где когда-то была известная гостиница, приводит в пример другие дома дореволюционной постройки.

— Это же все еще с тех, старых времен. Многие здания были разрушены, а фасады сохранились — и здания восстановили. А потом построили микрорайон вдоль улицы Горпищенко, на Радиогорке, другие — и просто добавилось новое. И теперь все вместе — это Севастополь.

Я соглашаюсь и с ним, и со словами поэта Лебедева-Кумача, написанными о нашем городе:

"Израненный, но величавый,

Войдешь ты в летопись веков —

Бессмертный город нашей славы,

Святыня русских моряков".

Карина Сапунова 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии