Ирина Гехт: Ненецкий автономный округ может сочетать традиции и высокие технологии

Общество

51 Просмотры 0

Ненецкий автономный округ (НАО) — самый малонаселенный регион страны, здесь проживают около 44 тыс. человек. При этом здесь огромные запасы углеводородов и других полезных ископаемых, протяженная береговая линия вдоль Северного морского пути, что делает округ одной из ключевых территорий Арктической зоны РФ. Врио главы НАО Ирина Гехт рассказала в интервью ТАСС, какими она видит перспективы региона

— Ирина Альфредовна, не можем, конечно, не спросить вас о вашем опыте и компетенциях, которые вы привезли с собой из Запорожской области на север. Буквально несколько месяцев назад вы переехали, возглавили регион, а до этого были в правительстве Запорожской области. Что это вам дало? Какие вы используете приемы в работе на новом месте?

— Приемы, наверное, везде одинаковы. Если говорить о стиле работы, для меня важно создание команды, потому что губернатор один вряд ли что-то может глобально поменять, а вот в составе команды — да

Поэтому сейчас у нас идет такой процесс формирования команды, мы притираемся друг другу, к новым требованиям, к новому темпу. Потому что он значительно ускорился сейчас в работе. И я думаю, что все у нас получится. В администрации Ненецкого автономного округа работают замечательные люди. Конечно, будут и приезжие, я думаю, в ближайшее время. Но тем не менее вот мне кажется, такая синергия уже сложилась.

На самом деле долгие годы не было позиционирования региона в общероссийской повестке. Он как-то тихонечко ютился на Крайнем Севере. И вот наша задача перезагрузить эту повестку, заявить о регионе, который сочетает в себе традиции и может стать высокотехнологичным с точки зрения применения новых технологий, которые могут быть в энергетике, беспилотной авиации. Во многих других направлениях регион может рассматриваться как экспериментальная площадка, апробация в условиях Крайнего Севера и Арктики. Ну и третья составляющая, о которой мы начали говорить, — это темп, то есть это такая третья "Т" для того, чтобы на самом деле не отставать от развития, двигаться где-то даже впереди, чтобы регион обрел свою самобытность и свои конкурентные преимущества.

— Одна из ключевых задач, которую сейчас ставит федеральный центр перед регионами, в целом задача, с которой справляемся всей страной, — сохранение и прибавление населения. Одно из препятствий здесь — это алкоголизация. Об этом говорят и ваши коллеги. Такая проблема существует и в Ненецком автономном округе. Вот ваши коллеги, например, из Вологодской области стали решать ее очень экстремальным способом. Практически ввели свой закон — буквально два часа в день можно приобрести алкоголь в магазинах. Как вы считаете, такие меры могут быть эффективными? В какую сторону смотрите, вы будете проводить работу по сокращению количества алкоголя, приобретаемого и используемого в регионе?

— Вы знаете, я поддерживаю эти меры, но, на мой взгляд, запреты никогда кардинально не меняют ситуацию. Важно создать условия, которые бы, так сказать, замещали всю эту тематику.

У нас уже есть поправки в законодательстве, ограничивающие время продажи алкоголя. Это одна история. Но, с другой стороны, мы должны создать условия для людей, чтобы они находили время для каких-то занятий, которые были бы им по душе и которые бы на самом деле отвлекали от выпивки дома. Поэтому здесь, мне кажется, очень важна вторая составляющая. Запрет, наверное, самая простая форма, которая может быть. А вот создать условия, мотивировать, профилактировать — это на самом деле серьезная работа.

— Если говорить об экономике региона, вы уже упомянули, что вы хотите сделать север экономически эффективным. В том числе в регионе возможно создание портовой инфраструктуры и ее расширение. А какие у вас планы по реализации проекта глубоководного порта в Индиге?

— Этот порт входит в стратегию развития Арктики, и мы будем о нем говорить постоянно, потому что это незамерзающий порт. Это порт, способный принимать крупнотоннажные суда и использовать ледоколы три-четыре месяца в году. Кроме того, это сокращает Севморпуть на пять дней. Это существенная экономия.

Понятно, что проект дорогостоящий. Проект — это не только порт, это прежде всего железнодорожная инфраструктура, которая там должна появиться от Сосногорска до Индиги. Это миллиарды рублей, и на последнем заседании по итогам Мурманского арктического форума было принято решение о привлечении инвестиций и создании инвестиционного фонда для проектов в Арктике. И мы, безусловно, будем заявлять этот проект, но пока в силу и дефицита денежных средств, и, соответственно, высокой процентной ставки он в такой вялой стадии разработки, я бы сказала. Но, на мой взгляд, это крайне важный стратегический проект, который может кардинально поменять всю структуру Севморпути.

— Еще одна тема, на которую вы обратили внимание, социальная — это защита территории, в том числе работа с полицейскими, с участковыми. Вы планируете запустить окружную программу по аналогии с "Земским фельдшером", "Земским доктором"? Это, наверное, будет "Земский полицейский" или будет какое-то другое название? Почему вы обратили внимание на эту тему и как такая программа поможет поддержать население на селе?

— Многие главы на местах как раз задавали вопрос о том, что нет участкового, и функции участкового выполняет глава, становясь иногда в кавычках "другом местного населения", из-за чего они очень сильно переживают. Понятно, что уровень заработных плат, особенно для молодых ребят, неконкурентен, если выбирать, допустим, большие территории. Поэтому я дала задание проработать именно такую программу для сельских территорий, чтобы участковый тоже мог получить подъемные в размере миллиона рублей, отработать там три или пять лет, сейчас тоже коллеги это обсуждают, с тем чтобы в селах был порядок. То есть это вопросы и алкоголизации, это вопрос и правопорядка, и присмотра за нашими иногда непростыми подростками. Поэтому здесь, конечно, крайне важная задача, такая же, как, в принципе, привлечение докторов, учителей, но у них есть свои программы. А вот участковые у нас тоже, я думаю, появятся в следующем году.

— Еще одно направление, на которое неизбежно обращает внимание федеральный центр, — это поддержка аэропортов и инфраструктуры и восстановления малой авиации и авиации в удаленных городах и селах. Один из таких аэродромов, который поручено реконструировать, — это аэродром в Нарьян-Маре. В каком состоянии сейчас эта площадка? Что нужно сделать, чтобы она начала снова эксплуатировать воздушные суда?

— Она эксплуатирует, но процент износа взлетно-посадочной полосы достаточно высокий, и поэтому, соответственно, уже предусмотрены федеральные и региональные деньги. То есть сегодня идет процесс передачи полосы в ведение Росавиации, с тем чтобы уже объявить конкурс на проектирование и, собственно, дальнейшую реконструкцию полосы. Здесь мы, конечно, видим трудности с точки зрения выполнения работ, логистики и подвоза туда такого большого количества материала — это почти 300 тыс. тонн, которые потребуется привезти для реконструкции полосы, с тем чтобы ее не выводить из эксплуатации, чтобы у людей было авиасообщение. Поэтому это следующий этап, на самом деле тоже очень сложный и технологичный, — выстроить процесс реконструкции.

Наша задача все-таки и новое здание аэропорта. Вчера мы тоже на площадках форума обсуждали это. Я думаю, что тоже в ближайшее время заключим инвестиционное соглашение на строительство нового здания аэровокзала. Мне кажется, это будет на самом деле очень крутая история, новая воздушная гавань, новая взлетно-посадочная полоса.

Мы, соответственно, сейчас уже пересматриваем программу летную, с тем чтобы она была удобна для жителей. У нас, конечно, есть сезонность, когда летом все улетают в отпуска. Зимний период — это менее интенсивное движение, но тем не менее задача создать такую логистику, которая была бы удобна каждому жителю. Чтобы он в любой день недели, а лучше, чтобы два раза в день мог вылететь в какой-то хаб, из которого уже, собственно, добраться в ту точку, которая ему необходима.

— Если у вас понимание и синергия с Росавиацией, когда должны быть перезапущены аэропорт и аэродром?

— Абсолютное понимание. Мы работаем в контакте, то есть это будет механизм концессии, реконструкция взлетно-посадочной полосы. Она такая будет немножко специфическая для нашей территории, поскольку конфидентом выступит наш авиаотряд, который и эксплуатирует взлетно-посадочную полосу, поэтому здесь понимание есть. Мы движемся в полной синхронизации наших действий. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии